1. Прочитайте параграф 198 ( с. 253 – 254). Повторите союзы и специальные слова, которые могут присоединять уточняющие члены предложения
2. Выполните тестовые задания
1. Укажите неверное утверждение а) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО. б) Если уточняющие члены предложения присоединяются при слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются в) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
2. При специального союза обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении ( укажите номер предл.)
а) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко) б) Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой) в) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев) г) Слева, с тускло чернеющих пашен, с равнины, дул теплый ветерок. (И. Бунин)
3. При специального слова обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении( укажите номер предл.)
а) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко) б) Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. (Л. Н. Толстой) в) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев) г) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
4. В каком предложении нет уточняющего члена
а) Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далёкие горы.
б) Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.
в) Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики.
5.Это предложение осложнено обособленным уточняющим
Поздно вечером, то есть в одиннадцать часов, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. (М. Ю. Лермонтов)
а) дополнением б) приложением в) обстоятельством места г) обстоятельством времени
3. Выпишите из упр. 395 предложения с уточняющими членами, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняемые и уточняющие члены предложения.
4. Выполните синтаксический разбор предложения .
Стал приходить часто раза два в неделю сразу после спектакля то есть после двенадцати. ( М.Цветаева)
1. В этом предложении надо выделить запятыми
Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой)
В этом предложении надо обособить уточняющие определение или обстоятельство образа действия:
А) В ней господствовали коричневый почти красный цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря.
Б) Было уже поздно, когда кое-как вразброд вернулся отряд к дому.
В) Самолёт летел теперь над белой клубящейся поверхностью воздушного океана.
Г) Соловей уже не по-вчерашнему отрывисто и нерешительно, а по-новому неторопливо, спокойно заливался на весь сад.
Выберите предложение, в котором уточняющий член предложения обособляется.
Варианты ответов
• Посреди двора возле детской песочницы у старой рябины разворачивалась битва местного значения.
• В семь часов в нашем театре состоится замечательный спектакль.
• Одноклассник пригласил друзей встретиться у консерватории в восемь часов.
• Девятого мая по нашим улицам пройдет грандиозный парад.
10.Эмоционально-оценочные, или лирические, эпитеты встречаются у многих поэтов. Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон. Осьминоги или спруты – это морские моллюски. Поздно вечером, то есть в одиннадцать часов, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. (М. Ю. Лермонтов) Они прежде то есть до пр..езда в деревню жили в большом ладу. 11) Я всегда и везде особенно на Кавказе зам..чал особенный такт у нашего солдата. Строители в тгм числе о Кирилл Рощин оправдывались и нападали на проектирвщиков