1) Прочитайте фрагмент статьи Ю. С. Павловой. Понятны ли вам те ассоциа- ции со словом блокада, о которых пишет автор? Согласны ли вы с ним? В современном русском языке в составе устаревшей лексики, вы- шедшей из активного употребления, находится немало слов, являю- щихся ключевыми для русской культуры. К числу таковых относятся в том числе слова, связанные с Великой Отечественной войной 1941— 1945 годов: Сталинград, Брестская крепость, панфиловцы, Парад Победы... В этом ряду есть и слово блокадник. В толковом словаре это слово определяется как «человек, живший в Ленинграде в период фа- шистской блокады города в 1941—1944 годы». Но для любого русско- го слово блокадник — это прежде всего символ мужества, стойкости и героизма, проявленных русскими людьми в условиях нечеловеческих страданий, которые несёт война. Это ассоциации с Пискарёвским ме- мориальным кладбищем в современном Петербурге, где похоронены сотни тысяч жителей Ленинграда и его защитников, с дневником де- вочки Тани Савичевой, который она вела во время блокады и на по- следней странице которого написано: «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня», со знаменитой Седьмой симфонией М. Шостаковича, кото- рая прозвучала в блокадном Ленинграде в августе 1942 года...
Такие слова мы не имеем права забывать, потому что именно в них сохраняется наша историческая память и наша духовная куль- тура.
2) Подумайте, с какими ассоциациями в сознании русских людей связаны другие ключевые слова, названные в тексте. Подготовьте краткие сообщения об этих словах, взяв за образец содержащийся в тексте рассказ о слове блокадник.
Для более полного понимания смысла фразы "блокадник", необходимо знать некоторые исторические события. В период Великой Отечественной войны, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был окружен немецкими войсками и подвергся блокаде, которая продолжалась с 1941 по 1944 год. Все связи с внешним миром были перерезаны, и город оказался полностью отрезанным от снабжения продовольствием и другими необходимыми ресурсами. Граждане Ленинграда столкнулись с голодом, холодом и артиллерийским обстрелом со стороны немецких войск.
Тем не менее, русский народ проявил невероятную стойкость и силу воли, переживая тяжелые условия блокады. Они поддерживали друг друга и находили способы выжить, несмотря на все трудности. Блокадники были истинными героями, которые доказали свою преданность и верность своей Родине, несмотря на опасности и лишения.
В современном Петербурге существует Пискарёвское мемориальное кладбище, где похоронены сотни тысяч жителей Ленинграда и его защитников. Это место стало символом памяти и уважения к жертвам блокады. Также, слово "блокадник" ассоциируется с дневником девочки Тани Савичевой, которую она вела во время блокады, а на последней странице которого написано "Савичевы все умерли. Осталась одна Таня". Этот дневник стал свидетельством трагических событий и несгибаемого духа блокадников.
Кроме слова "блокадник", в тексте также указаны другие ключевые слова, связанные с Великой Отечественной войной. Например, Сталинград - это название города, где произошла одна из самых кровопролитных и решающих сражений Великой Отечественной войны. Брестская крепость была одной из первых городских оборонительных систем, которые оказали сопротивление наступающим немецким войскам в начале войны. Панфиловцы - это название дивизии, которая сражалась против врага на Московском фронте и стала символом подвига и самопожертвования. Парад Победы является торжественным мероприятием, проводимым в России и других странах, посвященным победе союзных войск во Второй мировой войне.
Каждое из этих ключевых слов вызывает у русских людей различные ассоциации и эмоции. Они являются символами величайших подвигов и побед, а также напоминают о тех, кто жертвовал своей жизнью за свою Родину. Это слова, которые важно помнить и передавать следующим поколениям, чтобы сохранить историческую память и духовную культуру нашего народа.