1. Прочитать научную статью и охарактеризовать основную проблему, обобщить информацию. 2. Составьте цитатный конспект текста.
СТИЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
О. И. Таюпова
Этимология слова «стиль», используемого в настоящее время в различных областях жизнедеятельности человека (ср. стиль моды, спортивный стиль, стиль жизни, архитектурный стиль и т.д.), восходит к греческому существительному stylos (др.-греч. στῦλος). В свое время так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Впоследствии произошел метонимический перенос, поскольку стилем стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых средств. Со временем в рамках литературного языка как основного средства выражения национальной культуры сформировались самостоятельные разновидности, получившие название функциональных стилей, существование которых обусловлено обслуживаемой ими сферой общественной жизни. Можно согласиться с тем, что стилевая дифференциация современных литературных языков представляет собой «универсальный закон их существования и развития» [1, с. 30]. Анализ показывает, что основными стилеобразующими факторами являются сфера общения, цель общения и общения.
Функциональный стиль литературного языка представляет собой «относительно замкнутую систему языковых средств всех уровней» [1, с. 50]. Данная система языковых средств регулярно функционирует в определенных сферах общественной деятельности – правовой, научной, эстетической и т.д. Без знания специфики современных функциональных стилей осложняется речевая деятельность в целом, поэтому овладение необходимыми навыками речи неизбежно предполагает усвоение ведущих характеристик основных стилей.
Функциональные стили, число которых у разных авторов варьируется, репрезентируются посредством совокупности письменных и устных текстов. Так, В. В. Виноградов [2] выделяет в соответствии с функциями, выполняемыми текстами, шесть функциональных стилей: обиходно-бытовой стиль (функция общения), обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения), публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия).
Число функциональных стилей, выделяемых в работах современных авторов, варьируется, как правило, от четырех до шести. При этом в терминологическом плане наблюдается известное разнообразие. Так, например, некоторые авторы [1, 3] на материале русского литературного языка выделяют пять основных функциональных стилей, терминологическое обозначение которых варьируется. Поэтому, с одной стороны, анализируются такие функциональные стили, как научный функциональный стиль, официально-деловой функциональный стиль, газетно-публицистический функциональный стиль, церковно-религиозный функциональный стиль и разговорно-обиходный стиль, а с другой – научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный и художественно-беллетристический. Шесть основных функциональных стилей представлены в работе «Стилистика русского языка» [4]: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, церковно-религиозный и разговорно-обиходный стили. Напротив, в современных исследованиях, посвященных вопросам риторики и культуре речи, описываются четыре основных функциональных стиля: 1) научный, 2) официально- деловой, 3) газетно-публицистический и 4) разговорно-обиходный стиль [5, с. 66]. При этом справедливо обращается внимание на связь термина функциональный стиль с той или иной функцией, которую выполняет язык в каждом конкретном случае.