1. Подчеркните предложения с однородными членами.
2. Найдите в 1-м и 3-м предложениях 3-го абзаца ряды однородных членов. В каком случае их можно заменить обобщающим словом, а в каком опустить один из них?
Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны? Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда
думают, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребенок и на свет появляется сам —самоосвобождением.
Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах, — самоосвобождение.
Когда ребенка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растет вроде беспризорного, — он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны, конечно,
и исключения). Когда ребенку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю независимость, внешнюю свободу — чтобы сменить ее, как уже говорилось, на зависимость от сверстников. Для него свобода — лишь разменная монета: здесь добыл, там
продал. Самоосвобождения не происходит.
Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело — освобождаться от мелочных родительских запретов, другое — от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.
С. Соловейчик