1. Подчеркните грамматические основы предложений. 1) Россыпи цветущих трав видны повсюду.
2) Переход весны в лето почти незаметен.
3) Шаги лета день ото дня будут увереннее и шибче.
4) Каждая серёжка осины длиной с палец.
5) В грачиных колониях вожаком всегда оказывается лишь старый перелётный грач.
6) Могучая крона тополя очищает воздух, приглушает уличные шумы, радует глаз и слух шелестящей листвой.
7) Начало марта — это сверкающие снега и небесная голубень, чистая, яркая!
8) Волшебная кисть июня покрасит многие заросли.
9) Цветущие сады насквозь пропитаны запахом сирени.
10) На лесных тропах теперь возможна встреча с лосятами. (По А. Стрижёву)
11) В некоторые предложения в учебных целях внесены незначительные изменения
2. Подчеркните грамматические основы предложений.
1)В начале лета чувствуешь ароматы сирени и яснотки, сныти и кашки.
2)В Москве обыкновенно цветочные венки пускали с Живого моста у Москворецких ворот.
3)Интересно в июне наблюдать за лосями.
4)Не упустите случая полюбоваться первоцветами!
5)В начале лета полагается отцветать даже рябине и сирени.
6)Сначала заготовляют переднюю и заднюю стенки скворечника.
7)Хорошо быть наедине с русской природой в любое время года.
8)Не оброните мартовский день, полюбуйтесь теперь природой!
9)Сезонную жизнь природы в июне можно наблюдать и не заходя в лес.
10)Снежные бастионы по силам разрушить одному солнышку. (По А. Стрижёву)
3. Подчеркните грамматические основы предложений.
1)Яблони густо облеплены цветом, иные кроны стоят сплошь белые.
2)Почва прогревается на значительную глубину, и корни всех растений необычайно деятельны.
3)Особенно повзрослели грачата — так и норовят они из гнезда выкарабкаться.
4)Безвозвратно отошли жёсткие утренники, даже в низинах не встретить пятен инея.
5)Потянулись в леса сороки: надоело им стрекотать по деревенским задворкам.
6)Куда ни повернись, услышишь голоса и гомон.
7)С замиранием сердца слушаешь, как птичьи голоса да капель названивают беспрерывно.
8)Но уже оттепелью повеяло, излом сезона чувствуется.
9)Решительно нет такого уголка природы, который не привлекал бы молодой жизнью.
10)Взгляните на московские деревья: осина и тополь собрались пускать по ветру пушистые семена, кряжистые вязы тоже вот-вот стряхнут плёнчатые крылатки. (По А. Стрижёву)
4. Подчеркните грамматические основы предложений в тексте.
Была душистая и тёплая ночь, накрапывал дождь, а утром, на рассвете, серый какой-то пар окутал все предметы. Это не туман был, а словно бы распаренное облако опустилось на землю — всё было видно вокруг в этом облаке, но чудилось, будто все избы, изгороди и деревья были дымчато-прозрачными и лёгкими. А в вышине смутно ворочались тёмные и белые клубы пара. Не было ни ветерка, ни утренней прохлады.
(По Г. Семёнову)
5. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Определите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Поставьте, где необходимо, тире.
1)Русский Север край сильных и мужественных людей. (Г. Островский)
2)Огород рай детства. (С. Кротов)
3)Балет это сочетание музыки и хореографии. (Е. Маймин)
4)Акрополь высокий холм в центре Афин. (Д. Холендро)
5)День июньского солнцестояния астрономическое начало лета. (А Стрижёв)
6)Костюм своеобразная форма проявления личности. (А Пономарёв)
7)Образная, богатая красками звуковая речь уникальное свойство рода человеческого. (Р. Итс)
8)Забота о потомстве первый шаг к объединению животных в стаи, в сообщества. {И. Акимушкин)
9)Старинная Владимирка в основном довольно ровная дорога. (Б. Зайцев и П. Пинчуков)
10)Строгое выполнение правил и аккуратность основа секрета успешного заваривания чая, одно из непременных его условий. (В. Похлёбкин)
6. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Определите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Поставьте, где необходимо, тире.
1)Стихотворение «Весна» типичное произведение романтической любовной лирики Лермонтова. (К. Ломунов)
2)Днепр сотни метров свинцовой воды. (А Ревич)
3)Назначение «сборных» хороводных песен приглашать в хоровод. (А Стрижёв)
4)Главное для Мирона научиться у отца работать с людьми. (А Чапковский)
5)Особая цель загнутого крестом клюва клеста вытаскивать семена из неподатливых еловых и сосновых шишек. (А Стрижёв)
6)Для нас самое приятное дело это пристроиться сбоку крёстной на уголке диванного стола и на его гладкой поверхности смотреть картинки в старых журналах. (П. Романов)
7)Первая служба Геракла убить каменного льва. (М. Гаспаров)
8)Уметь вести беседу в обществе это искусство, которым владеет далеко не каждый. (А Панченко)
9)Заставить все музейные вещи рассказать о себе дело очень трудное. (С. Гейченко)
10)Спортивная победа один из внешних знаков милости богов. (М. Гаспаров)
1) Россыпи цветущих трав видны повсюду.
Грамматические основы:
- Придаточное предложение "Россыпи цветущих трав" выступает в роли подлежащего.
- Сказуемое - глагол "видны".
2) Переход весны в лето почти незаметен.
Грамматические основы:
- Придаточное предложение "Переход весны в лето" выступает в роли подлежащего.
- Сказуемое - глагол "незаметен".
3) Шаги лета день ото дня будут увереннее и шибче.
Грамматические основы:
- Существительное "шаги" выступает в роли подлежащего.
- Сказуемое - глагол "будут".
- Прилагательное "увереннее и шибче" выступает в роли определения, характеризующего шаги.
4) Каждая серёжка осины длиной с палец.
Грамматические основы:
- Местоимение "каждая" выступает в роли подлежащего.
- Существительное "сережка" выступает в роли определения, характеризующего осину.
- Существительное "осина" выступает в роли определения, характеризующего сережку.
- Существительное "длиной" выступает в роли определения, характеризующего сережку.
- Прилагательное "с палец" выступает в роли определения, характеризующего длину.
5) В грачиных колониях вожаком всегда оказывается лишь старый перелётный грач.
Грамматические основы:
- Предложение "В грачиных колониях" выступает в роли подлежащего.
- Существительное "вожаком" выступает в роли определения, характеризующего колонии.
- Существительное "грач" выступает в роли определения, характеризующего вожака.
- Прилагательное "старый" выступает в роли определения, характеризующего грача.
6) Могучая крона тополя очищает воздух, приглушает уличные шумы, радует глаз и слух шелестящей листвой.
Грамматические основы:
- Прилагательное "могучая" выступает в роли определения, характеризующего крону.
- Существительное "крона" выступает в роли подлежащего.
- Глагол "очищает" выступает в роли сказуемого.
- Глаголы "приглушает", "радует" выступают в роли сказуемых.
- Существительные "воздух", "уличные шумы", "глаз", "слух" выступают в роли дополнений.
7) Начало марта — это сверкающие снега и небесная голубень, чистая, яркая!
Грамматические основы:
- Существительное "начало" выступает в роли подлежащего.
- Существительное "марта" выступает в роли определения, характеризующего начало.
- Глагол "есть" выступает в роли сказуемого.
- Существительные "снега", "голубень" выступают в роли дополнений.
8) Волшебная кисть июня покрасит многие заросли.
Грамматические основы:
- Прилагательное "волшебная" выступает в роли определения, характеризующего кисть.
- Существительное "кисть" выступает в роли подлежащего.
- Существительное "июня" выступает в роли определения, характеризующего кисть.
- Глагол "покрасит" выступает в роли сказуемого.
- Существительное "заросли" выступает в роли дополнения.
9) Цветущие сады насквозь пропитаны запахом сирени.
Грамматические основы:
- Прилагательное "цветущие" выступает в роли определения, характеризующего сады.
- Существительное "сады" выступает в роли подлежащего.
- Прилаг