1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Текст 1
 Птиц.. улетят и цв..ты(1) з..вянут. Зверьки спряч..т..ся (в)норы. Жуки бабоч..ки змеи укроют..ся (подо)мхом, в з..мле‚ под валежником. Осенни.. встречи (с)ними это встречи перед ра..ст..ванием.
 Но ждут нас и новые св..дания. Прил..тят (в)лес зимние птиц..: сн..гири свиристели. Встрет..ш.. рябеньк..ю кедровку или даже полярную(3) сову.
 (Не)узнать стало старых зн..комых. Рыж..е белки стали серыми серые зайц.. стали белыми. У лосей рога выр..сли белые куропатки нак..нец-то и взаправду стали белыми.
 Много (в)л..су событ..й. Белки зап..сают(2) грибы мыш..ки пряч..т зёрна. Трудолюбивые бобры осины вал..т(4). С..зрели (на)елях и соснах ш..шки а на берёзах — серёж..ки. Лес готов..т..ся (к)зимн..й стуж...
 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
 (1) — фонетический разбор;
 (2) — морфемный разбор;
 (3) — морфологический разбор;
 (4) — синтаксический разбор предложения.
 3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
 звонишь, сантиметр, начался, выздоровеешь
 4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
 В начале февраля сильные снегопады.
 5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
 1) Контролёр потребовал чтобы предъявили билеты
 2) А когда у вас сегодня уроки кончаются поинтересовался папа
 3) По сообщению прессы новый торговый центр откроется в конце месяца
 4) Во сколько вам позвонить Ирина Ивановна
 6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
 1) Разбудите меня в 6 часов.
 2) Ты успеешь сегодня почитать книгу.
 3) Пусть всегда будет солнце.
 4) Куда меня знакомая дороженька ведёшь.
 7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
 1) Поднял Иван богатыря и бросил его в море
 2) Подарил атаман ему коня и за это попросил открыть тайну
 3) Заря разгорается и золотые полосы тянутся по небу
 4) Николай похудел и даже осунулся от работы
 Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
 Текст 2
 (1)Валя не пришла в класс, и подруги послали к ней Мусю.
 —(2)Может, она больна, может, ей нужно ?
 (3)Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой.
 —(4)Ох‚ Валечка, у тебя, наверно, флюс! — сказала Муся, присаживаясь на стул. —(5)Ах‚ какой флюс был у меня летом, и мама была на работе...
 —(6)Моя мама тоже на работе, — грустно сказала Валя, держась за щёку. — (7)А мне надо бы полосканье...
 —(8)Мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше! (9)А ещё мне грелка, горячая-горячая...
 (10)Валя оживилась и закивала головой:
 —(11)Да‚ да, грелка у меня есть, но холодная... (12)Муся‚ у нас в кухне стоит чайник с горячей водой…
 —(13)Это не он шумит? (14)Нет‚ это, верно, дождик!
 (15)Муся вскочила и подбежала к окну.
 —(16)Так и есть — дождик! (17)Хорошо‚ что я в галошах пришла, а то можно простудиться!
 (18)Она побежала в переднюю и крикнула:
 —(19)Выздоравливай‚ Валечка! (20)Я ещё приду к тебе, не беспокойся!
 (21)Валя попыталась что-то сказать вдогонку. (22)Потом вздохнула. (23)Потом потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
 —(24)Ну, что она говорила, чем ей ? — спрашивали Мусю девочки.
 —(25)У неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. —(26)Я очень внимательно к ней отнеслась, но она ничего не говорила и не просила!
 (По В. Осеевой)
 8. Определите и запишите основную мысль текста.
 9. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что Валя нуждалась в Мусиной ? Запишите ответ.
 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21—23 текста. Запишите ответ.
 11. В предложениях 8—12 найдите слово со значением «выйти из состояния вялости, безразличия». Выпишите это слово.
 12. В предложениях 4—7 найдите антоним к слову «весело» и выпишите его.