1.
перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
текст 1
море это одно из самых уд..вительных ..влений. оно всегда новое и необыч..ное. иногда оно тихое яс..ное сп..койное. в другой м..мент море станов..т..ся ярк..м(1) и блестящ..м. при сильн..м ветре оно похоже на в..л..хмаченную шерсть гиган..ского зверя. когда надв..гает..ся мощ..ный ц(ы/и)клон, море станов..т..ся почти ч..рным. шт..рмовой ветер гон..т крупную зы(б/п)ь(4). (по)небу (с)криками л..тают ч..йки. в.. волны тащ..т и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч..ных ч..
но главное оч..рование моря заключа..т..ся в какой-то тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому (не)открыва..т. но каждый наст..ящий м..реход нос..т эту тайну (в)своей душе.
2.
выполните обозначенные цифрами в тексте к 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3.
поставьте знак ударения в следующих словах:
начаться, километр, расположить, руководить
4.
над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
я взял новый бинокль и направился к краю рощи.
5.
выпишите предложение с прямой речью. (знаки препинания не расставлены.) расставьте необходимые знаки препинания. составьте схему предложения.
1) катя подтвердила что волновалась перед выступлением
2) по словам кати выбрать стихотворение для конкурса ей подруга
3) михаил алексеевич одобрительно сказал катя хорошо подготовилась к конкурсу чтецов
4) ты будешь участвовать в следующем туре конкурса катя
6.
выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (знаки препинания внутри предложений не расставлены.) напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) покажи мне девица дорогу к княжескому терему.
2) коле было приятно пройтись по улице с такой красивой собакой.
3) на столе стояли стакан молока и ваза с фруктами.
4) в воскресенье мы посадили на своём участке смородину и крыжовник.
7.
выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (знаки препинания внутри предложений не расставлены.) напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) рукодельница старика за брошку и опять пошла за водой.
2) захотела ленивица такую же красивую брошку и колечко с бирюзой.
3) замесила рукодельница тесто для пирогов и затопила в доме печку.
4) пироги вскоре зарумянились и рукодельница вытащила их из печки.
8.
определите и запишите основную мысль текста.
прочитайте текст 2 и выполните 8—12.
текст 2
(1)среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.
(5)однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)через поле в это время шли трое мальчиков. (7)они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.
(8)вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)видно было, что он промок до нитки. (12)мальчик весь дрожал. (13)губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.
(14)и вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
— (15)как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)мне так жалко
(17)второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:
— (18)наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)я сочувствую тебе,
(20)а третий не сказал ни слова. (21)он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
(22)не слова красят человека.
(по в. сухомлинскому)
9.
какие детали в тексте
свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз? запишите ответ.
10.
определите, какой тип речи представлен в предложениях 11—13 текста. запишите ответ.
11.
в предложениях 3—5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь». выпишите это слово.
12.
в предложениях 12—15 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.
море — это одно из самых удивительных явлений. оно всегда новое и необычное. иногда оно тихое, ясное, спокойное. в другой момент море становится ярким и блестящим. при сильном ветре оно похоже на взлохмаченную шерсть гигантского зверя. когда надвигается мощный циклон, море становится почти чёрным. штормовой ветер гонит крупную зыбь. по небу с криками летают чайки. взбаламученные волны тащат и разбрасывают вдоль берега зелёные водоросли, похожие на щупальца загадочных чудовищ.
но главное очарование моря заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих бескрайних просторах и никому чужому не открывает. но каждый настоящий мореход носит эту тайну в своей душе.
2. ярким(1)
я -[й’] -согласный, звонкий, мягкий
-[а] -гласный, ударный
р -[р] -согласный, звонкий, твёрдый
к -[к’] -согласный, глухой, мягкий
и -[и] -гласный, безударный
м -[м] -согласный, звонкий, твёрдый
5 букв, 6 звуков, 2 слога
морфемный разбор (по составу)
бескрайних(2)
бес- -приставка
-край- -корень
-н- -суффикс
-их -окончание
морфологический разбор
(заключается) (в) тайне(3)
1) (заключается) (в) тайне — имя существительное, обозначает предмет: заключается (в чём? ) (в)
тайне;
2) начальная форма — тайна; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения; в
единственном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является дополнением.
синтаксический разбор
штормовой ветер гонит крупную зыбь(4).
предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. грамматическая основа: ветер (подлежащее), гонит (сказуемое).
второстепенные члены предложения: (ветер) штормовой — определение; (зыбь) крупную —
определение; (гонит) зыбь — дополнение.
3. сантиме тр, расположить, столяр, поняла
4. 1) обозначение частей речи в предложении:
сущ. глаг. предл. сущ. глаг. предл. сущ.
машина свернула с дороги, поехала по кочкам.
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное,
местоимение (или личное местоимение), союз, частица.
возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
учитель внимательно посмотрел на нас и сказал: «никитин отвечает первым».
2) составление схемы предложения:
а: « п» .
6. правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: покажи мне, девица, дорогу к
княжескому терему.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
или обращение. или обращение внутри предложения. объяснение выбора может быть
сформулировано иначе
7. правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: прошло несколько долгих
минут, и занавес начал подниматься.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. или в
предложении две грамматические основы. объяснение выбора может быть сформулировано иначе
8. основная мысль текста.
попугаи, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.
основная мысль текста может быть в иной, близкой по смыслу формулировке.