(1)Осень в этом году стояла сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно направлялись на юг, летели к тёплой стране с прекрасным именем Таврида.
(12)Я швырнул вёсла и долго смотрел на журавлей. (13)По береговой просёлочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (14)Вдруг шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
– (15)Счастли́ во, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
(16)Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, а открыл боковое стекло, высунулся и всё смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (17)И всё слушал плеск и переливы птичьего крика над опустевшей по осени землёй.
(18)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (19)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
(20)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но
и в природе. (21)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным
в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(22)Да что говорить! (23)Каждый осенний лист был шедевром!
(24)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25)Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.
(По К.Г. Паустовскому)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 22–25 текста. Запишите ответ.
11. Какое впечатление произвёл на шофёра грузовика вид улетающих на юг журавлей? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «величавый» из предложения 21.
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 12–14, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Объясните значение пословицы Слово – серебро, а молчание – золото, запишите Ваше
объяснение.
В предложениях 22-25 представлен рассказческий тип речи. Это можно сказать, потому что в тексте автор делится своими размышлениями и описывает наблюдения, не вступая в диалог или дискуссию с реальными или вымышленными персонажами.
Вид улетающих на юг журавлей произвел на шофера грузовика впечатление восторга и величия. Ключевые слова, подтверждающие это, - "величавый перелет" и "воздушные дороги".
Лексическое значение слова "величавый" из предложения 21 - величественный, впечатляющий. В данном контексте оно описывает перелет журавлей и подчеркивает его красоту и великолепие.
Стлистически окрашенное слово в предложениях 12-14 - "шедевром". Синоним к этому слову - "произведение".
Пословица "Слово – серебро, а молчание – золото" означает, что иногда лучше воздержаться от речи и молчать, так как молчание может быть более ценным и эффективным в определенных ситуациях.