1)Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Настоящей наукой математика стала только у древних греков. (2)Это был маленький, но удивительно талантливый народ, у которого даже сейчас, тысячи лет спустя, есть чему поучиться. (3)А знаете, почему древние греки обогнали в математике все другие народы? (4)Потому что они очень хорошо умели спорить. (5)Чем же споры могут науке?
(6)Всем известно, что в древние времена Греция состояла из нескольких крошечных государств, чуть ли не каждый город с окрестными деревнями являлся отдельным государством. (7)И каждый раз, когда нужно было решать какой-нибудь важный государственный во горожане собирались на центральной площади, чтобы принять общее решение. (8)Понятно, что они умели спорить, ибо на таких собраниях им приходилось и рассуждать, и высказывать своё мнение, и опровергать доводы противника. (9)Греки считали, что спор найти единственно верное решение. (10)Они даже мудрое изречение придумали: «В споре рождается истина».
(11)И в науке греки стали поступать так же, как на народном собрании. (12)Они не предлагали другим готовые правила и формулы, а показывали причинно-следственные связи, позволявшие прийти к определённому выводу. (13)Каждое правило греческие математики старались доступно объяснить всем желающим, убедительно доказать, что оно действительно верное. (14)Для этого они тоже часто спорили друг с другом, стараясь обнаружить в своих и чужих рассуждениях возможные ошибки. (15)Докажут одно правило – рассуждения ведут к другому, более сложному, потом – к третьему, к четвёртому. (16)Так из доказанных правил постепенно складывались научные законы, а из законов – наука математика.
(17)Именно благодаря умению спорить древние греки открыли так много важных свойств чисел и правил вычисления. (18)И все открытые ими научные законы проходили обязательную публичную проверку. (19)Неслучайно до сих пор всему миру известны имена выдающихся древнегреческих математиков-«спорщиков»: Архимеда, Евклида, Фалеса. (По И. Депману)
2) Определите, какой тип речи представлен в предложениях 17–19 текста. Запишите ответ.
3) Какую роль в жизни древних греков играл спор? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
4)Определите и запишите лексическое значение слова «талантливый» из предложения 2.
5)Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9–10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6)Объясните значение пословицы Цыплят по осени считают, запишите Ваше объяснение.
1) Определение и запись основной мысли текста: Настоящей наукой математика стала только у древних греков благодаря их таланту и умению спорить.
2) Тип речи в предложениях 17-19: Научно-публицистический.
3) Спор играл важную роль в жизни древних греков. Ключевые слова: спорить (предложение 14), обнаружить ошибки (предложение 14), складывать научные законы (предложение 16).
4) Лексическое значение слова "талантливый" в предложении 2: одаренный, имеющий натуральные способности в определенной области.
5) Стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10: "законы". Синоним к этому слову - "правила".
6) Значение пословицы "Цыплят по осени считают": Эта пословица означает, что правильно оценивать или ожидать какие-то результаты можно только по наличию первых признаков, а не заранее. Например, цыплята, которые появляются в осеннее время, могут погибнуть зимой, поэтому считать их "своими" и рассуждать о возможном будущем следует, когда они выживут и вырастут.