1. Определите грамматическую основу предложения: Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать (Пушкин).
1) Он подошел, сказал.
2) Он подошел, сказал и стал командовать.
3) Он подошел и стал командовать.
2. Определите подлежащее в предложении:
Больно щиплет нос и щёки лунный мороз (Гладков).
1) мороз;
2) нос и щеки.
3. Определите подлежащее в предложении:
Никто из ребят не стал его догонять (Тендряков).
1) никто;
2) никто из ребят.
4. Определите подлежащее в предложении:
Мы с Костей молча переглянулись (Хелемский).
1) мы с Костей;
2) мы.
5. Определите подлежащее в предложении:
Несколько недель бездействия проносятся мигом (Серебрякова).
1) несколько;
2) несколько недель.
6. Определите сказуемое в предложении:
Под мостом курлычет речка, днем неслышная совсем (Твардовский).
1) курлычет;
2) курлычет днем.
7. Определите предложение с составным сказуемым:
1) Юные туристы летом побывали на Урале.
2) Иногда пароход начинал гудеть (Солоухин).
8. Определите составное глагольное сказуемое:
1) Тут он принялся переписывать мою подорожную (Пушкин).
2) Роса была холодная, обильная (Паустовский).
3) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья (Паустовский).
9. Определите предложение с составным именным сказуемым:
1) Рудин начал рассказывать (Тургенев).
2) Сквозь волнистые туманы пробирается луна (Пушкин).
3) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей (Татьяничева).
10. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:
1) Грановитая палата старинная постройка Кремля.
2) Дома города точно груды грязного снега (Горький).
11. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Площадь комнаты двадцать четыре метра.
2) Спина у акулы темно-синего цвета (Гончаров).
12. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и ска¬зуемым в предложении:
Человек не орех, сразу не раскусишь (посло¬вица).
1) перед сказуемым стоит отрицание не;
2) не повторяется.
13. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и ска¬зуемым в предложении:
Гусь, известно, птица важная и рассуди¬тельная (Тургенев).
1) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово;
2) тире никогда не ставится.
14. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и ска¬зуемым в предложении:
Дома города точно груды грязного снега (Горький).
1) между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный со¬юз точно;
2) тире никогда не ставится.
15. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений:
Любимый детьми и подростками, он затевал для них всевозможные игры. Утром он обычно работал и эти часы был невидим.
1) затевал игры;
2) он работал и был невидим.
16. Какому предложению соответствует характеристика сказуе¬мого – сказуемое составное именное?
1) Благодаря особенностям строения горный массив являлся скоплением чуть ли не половины всех известных дикорас¬тущих трав.
2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тре¬вожно.
17. Какому предложению соответствует характеристика подле¬жащего – подлежащее выражено словосочетанием?
1) Художник изобразил всадницу на вороном коне.
2) Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (Горький).
18. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений?
1) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку, то вилась по почти отвесному склону.
2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.
1) переходила в канавку;
2) мы не ложились и любовались.
19. Какому предложению соответствует характеристика – предложение с однородными подлежащими:
1) К захвату жертвы у рыси при как зубы, так и острые когти.
2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трехсот ог¬ромных дубов и ясеней.
Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать (Пушкин).
Грамматическая основа предложения - к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.
Обоснование: Грамматическая основа предложения представляет собой часть предложения, которая содержит определенную грамматическую информацию и остается неизменной при изменении других составляющих предложения. В данном случае, грамматическая основа включает в себя сказуемое "подошел", "сказал", "стал" и их дополнения "к нам", "мне несколько ласковых слов" и "опять командовать".
Пошаговое решение:
- Прочитать предложение внимательно и определить, какая часть предложения является грамматической основой.
- В данном предложении, главные глаголы "подошел", "сказал" и "стал" выступают в качестве грамматической основы.
- Грамматическая основа включает в себя также их дополнения "к нам", "мне несколько ласковых слов" и "опять командовать".
- Подсказать, что грамматическая основа не изменяется при изменении других составляющих предложения, например, при изменении порядка слов или добавлении дополнительной информации.
2. Определите подлежащее в предложении:
Больно щиплет нос и щёки лунный мороз (Гладков).
Подлежащее в предложении - нос и щёки.
Обоснование: Подлежащее - это часть предложения, которая выполняет действие или находится в состоянии, описываемом сказуемым. В данном случае, нос и щёки являются подлежащими, так как они испытывают действие, описываемое сказуемым "щиплет".
Пошаговое решение:
- Прочитать предложение внимательно и определить, что испытывает действие.
- В данном предложении, слова "нос" и "щёки" испытывают действие "щиплет".
- Подсказать, что подлежащее может быть выражено как одним словом, так и словосочетанием.
3. Определите подлежащее в предложении:
Никто из ребят не стал его догонять (Тендряков).
Подлежащее в предложении - никто из ребят.
Обоснование: Подлежащее - это часть предложения, которая выполняет действие или находится в состоянии, описываемом сказуемым. В данном случае, "никто из ребят" является подлежащим, так как оно выполняет действие "стал догонять".
Пошаговое решение:
- Прочитать предложение внимательно и определить, кто или что выполняет действие.
- В данном предложении, "никто из ребят" выполняет действие "стал догонять".
- Подсказать, что подлежащее может быть выражено как одним словом, так и словосочетанием.
4. Определите подлежащее в предложении:
Мы с Костей молча переглянулись (Хелемский).
Подлежащее в предложении - мы с Костей.
Обоснование: Подлежащее - это часть предложения, которая выполняет действие или находится в состоянии, описываемом сказуемым. В данном случае, "мы с Костей" являются подлежащим, так как они выполняют действие "переглянулись".
Пошаговое решение:
- Прочитать предложение внимательно и определить, кто или что выполняет действие.
- В данном предложении, "мы с Костей" выполняют действие "переглянулись".
- Подсказать, что подлежащее может быть выражено как одним словом, так и словосочетанием.
5. Определите подлежащее в предложении:
Несколько недель бездействия проносятся мигом (Серебрякова).
Подлежащее в предложении - несколько недель.
Обоснование: Подлежащее - это часть предложения, которая выполняет действие или находится в состоянии, описываемом сказуемым. В данном случае, "несколько недель" являются подлежащим, так как они проносятся.
Пошаговое решение:
- Прочитать предложение внимательно и определить, кто или что выполняет действие.
- В данном предложении, "несколько недель" проносятся.
- Подсказать, что подлежащее может быть выражено как одним словом, так и словосочетанием.
6. Определите сказуемое в предложении:
Под мостом курлычет речка, днем неслышная совсем (Твардовский).
Сказуемое в предложении - курлычет.
Обоснование: Сказуемое - это часть предложения, которая описывает действие или состояние, выполняемое или находящееся в подлежащем. В данном случае, "курлычет" является сказуемым, так как оно описывает действие, выполняемое речкой.
Пошаговое решение:
- Прочитать предложение внимательно и определить, что описывается.
- В данном предложении, "курлычет" описывает действие, выполняемое речкой.
- Подсказать, что сказуемое может быть выражено одним глаголом или глагольной конструкцией.
7. Определите предложение с составным сказуемым:
1) Юные туристы летом побывали на Урале.
2) Иногда пароход начинал гудеть (Солоухин).
Предложение с составным сказуемым - Иногда пароход начинал гудеть.
Обоснование: