1. Неправильное употребление союзов или союзных слов. 1.1. Один союз или союзное слово употребляется вместо другого.
Пример. Вопрос обсуждался на совещании, где было принято решение.
Ошибка. Вместо союзного слова «где» нужно употребить «который» .
Сравните: Вопрос обсуждался на совещании, которое вынесло решение.
2.1. Плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов).
Пример. В темноте ему почудилось, что будто кто-то идёт по его следам.
Сравните: В темноте ему почудилось, что кто-то идёт по его следам.
3.1. Лишние слова в с/п предложении (указательные местоимения, чаще всего»то» - часто встречается в речи современной молодёжи).
Пример. Мы любовались теми звёздами, которые сияли на ночном небе
(нельзя любоваться звёздами, которые не сияют!).
2. Неправильный порядок слов.
Союзные слова «который», «какой», «чей» должны замещать ближайшее к ним существительное.
Пример. Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной.
Я получил много писем от друзей и знакомых, которые меня очень обрадовали.
Запомните эту информацию.
Выполните практическую часть урока.
Запишите предложения, исправив ошибки.
1. Максим Максимыч упрекает Печорина в том, что почему он охладел к Бэле.
2. Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.
3. Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
4. У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм.
5. В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи.
6. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.
7. Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников.
8. Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
9. Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
10. Одна из картин Левитана висит перед нами, которая называется "Весна - большая вода".