1. Найти словосочетание с действительным причастием: а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котёнком.
2. Найти словосочетания со страдательными причастиями:
а) сидящая девочка;
б) засыпанные аллеи;
в) у потревоженных птиц;
г) рассказывающие о путешествии;
д) борющийся за свободу.
3. В предложении Цветок был сорван. причастие является .(член предложения)
4. Указать глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия:
а) бороться;
б) зарядить;
в) запереть;
г) прикорнуть.
5. Составьте словосочетания, согласуя причастия с нужными существительными:
а) развешенный;
б) замешанный.
Сочетаются со словом: хлеб, тесто, преступление, бельё.
6. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Поэты с древних времён поют нам о человеке, вмещающем в себя природу.
б) Спокойный дым над занесённой снегом крышей подымался и таял в небе.
в) Человек не помнящий лишает себя грядущего.
7. Укажите предложение без причастного оборота.
а) Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
б) Серебряные кусты дикой маслины, окружённые кипящим воздухом, дрожали над пропастью.
8. Суффиксы -ом-(-ем-) имеют:
а) действительные причастия настоящего времени;
б) действительные причастия времени;
в) страдательные причастия настоящего времени;
г) страдательные причастия времени.
9. Суффикс -им- пишется в словах:
а) обсужда..мый;
б) разрешаемый;
в) слыш..мый;
г) гон..мый.
10. Укажите предложение, в котором необходимо употребить краткую форму причастия.
а) Там встречает взгляд опять дубраву иль по кустам рассеян... сосны.
б) Море взволнован... ветром.
в) На свете чудеса рассеян... повсюду.
г) Взволнован... воспоминаниями, я забылся.
11. Укажите предложения с краткими прилагательными.
а) Любовь к книге была в нём воспитана с детства.
б) Девочка была скромна и воспитана.
в) Усилиями друзей ненависть к нему была рассеяна.
г) Ученица была рассеяна и невнимательна.
12. Не с полным причастием пишется раздельно, если причастие:
а) имеет зависимые слова;
б) без не не употребляется;
в) не имеет зависимых слов;
г) есть противопоставление с союзом а.
а) написанная учеником - действительное причастие "написанная" от глагола "написать". Обоснование: в данном случае причастие "написанная" указывает на действие (написание) и принадлежит ученику.
б) распиленная плотником - действительное причастие "распиленная" от глагола "распилить". Обоснование: причастие "распиленная" указывает на действие (распиливание) и принадлежит плотнику.
в) ведущая в парк - действительное причастие "ведущая" от глагола "вести". Обоснование: причастие "ведущая" указывает на действие (ведение) и принадлежит лицу, которое ведет в парк.
г) посаженные весной - действительное причастие "посаженные" от глагола "посадить". Обоснование: причастие "посаженные" указывает на действие (посадка) и принадлежит лицу, которое посадило растения.
д) опрокинутый котёнком - действительное причастие "опрокинутый" от глагола "опрокинуть". Обоснование: причастие "опрокинутый" указывает на действие (опрокидывание) и принадлежит котенку.
2. Словосочетания со страдательными причастиями:
а) сидящая девочка - страдательное причастие "сидящая" от глагола "сидеть". Обоснование: причастие "сидящая" указывает на состояние (находится в положении сидя) и принадлежит девочке.
б) засыпанные аллеи - страдательное причастие "засыпанные" от глагола "засыпать". Обоснование: причастие "засыпанные" указывает на состояние (аллеи были покрыты чем-либо) и относится к аллеям.
в) у потревоженных птиц - страдательное причастие "потревоженных" от глагола "потревожить". Обоснование: причастие "потревоженных" указывает на состояние (птицы были потревожены) и относится к птицам.
г) рассказывающие о путешествии - страдательное причастие "рассказывающие" от глагола "рассказывать". Обоснование: причастие "рассказывающие" указывает на состояние (лица, которые рассказывают) и относится к лицам.
д) борющийся за свободу - страдательное причастие "борющийся" от глагола "бороться". Обоснование: причастие "борющийся" указывает на состояние (процесс борьбы) и принадлежит лицу, которое борется за свободу.
3. В предложении "Цветок был сорван." причастие является членом предложения. Обоснование: в данном предложении причастие "сорван" выполняет функцию определения и указывает на состояние цветка.
4. Глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия:
а) глагол "бороться" - так как в своей основе имеет префикс "бор-", который невозможно изменить для образования формы страдательного причастия.
б) глагол "зарядить" - так как для образования страдательного причастия требуется наличие приставки "за-", которая отсутствует в данной основе.
5. Составленные словосочетания:
а) развешенный хлеб - причастие "развешенный" от глагола "развесить" согласуется с существительным "хлеб", так как они оба являются мужским родом единственного числа.
б) замешанный тесто - причастие "замешанный" от глагола "замесить" согласуется с существительным "тесто", так как они оба являются средним родом единственного числа.
6. Предложения с пунктуационными ошибками:
а) Поэты с древних времен поют нам о человеке, вмещающем в себя природу. (Вместо запятой нужно ставить тире для выделения пояснительного придаточного предложения).
б) Спокойный дым над занесенной снегом крышей подымался и таял в небе. (После слова "занесенной" нужно поставить запятую, так как это обстоятельство места).
в) Человек, не помнящий, лишает себя грядущего. (После слова "помнящий" нужно поставить запятую, так как это обстоятельство причины).
7. Предложение без причастного оборота: а) Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом. (В данном предложении отсутствуют причастные обороты, определяющие их предметы).
8. Суффиксы -ом-(-ем-) имеют страдательные причастия настоящего времени. (Обоснование: страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ом- или -ем-.)
9. Суффикс -им- пишется в словах: в) слышимый. (Обоснование: в данном слове суффикс -им- используется для образования страдательного причастия от глагола "слышать".)
10. Предложение, в котором необходимо употребить краткую форму причастия: б) Море взволновано ветром. (Обоснование: краткая форма причастия "взволновано" употребляется для образования предикативного оборота.)
11. Предложения с краткими прилагательными: б) Девочка была скромна и воспитана. (В данном предложении причастие "воспитана" употребляется в краткой форме и согласуется с существительным "девочка".)
12. Не с полным причастием пишется раздельно, если причастие: а) имеет зависимые слова. (Обоснование: если причастие имеет зависимые слова, то оно пишется раздельно с зависимыми словами.)