1. найдите сложноподчиненное предложение: а) грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели. б) в мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. в) живопись левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы россии. г) в ком добра нет, в том правды мало. 2. прочитайте предложение. придаточное предложение в нем стоит… никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. а) перед главным предложением б) после главного предложения в) в середине главного предложения 3. определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. а) придаточное времени б) придаточное определительное в) придаточное условное 4. найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места. а) я рассказал, где мое детство. б) я поехал туда, где мое детство. в) я побывал в городе, где мое детство. 5. какое предложение соответствует схеме: ( ) ,( ),[ ]? а) если вы будете изучать язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища языка. б) когда знаешь, что труд твой ценят, легко работать. 6. укажите предложение с придаточным сравнительным. а) мы вышли на поляну, усеянную лесными цветами. б) где живу я, там леса густые, тайга непроходимая. в) точно в цель попал твой мяч. г) ему приятно на нас смотреть, точно он вернулся домой из длительной командировки. 7. укажите спп, в котором придаточная часть находится в середине всего предложения. знаки препинания не расставлены. а) она принарядилась так как наряжались девушки в девятнадцатом году. б) завод на который направили молодого специалиста вскоре закрыли. 8. определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут. а) придаточное сравнительное б) придаточное условия в) придаточное времени 9. найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места. а) это и была школа, куда меня направили. б) я знал, куда меня направили. в) я приехал туда, куда меня направили. 10. какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ? а) чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, скудными знаниями. б) труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд. 11. найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным уступки. а) если смотреть в окно на улицы, то ничего особенного там не увидишь. б) не глядя по сторонам, роман быстро дошёл до школы. в) несмотря на непогоду, мы выехали из дома рано. г) не смотрите мне вслед!
1. Г
2. Б
3. Б
4. Б
5. Б
6. Г
7. Б
8. В
9. В
10. А
11. - Здесь нет придаточного уступительного.