1. Найдите неверное утверждение, в ответе укажите только цифру (1, 2, 3 или 4) 1. Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
2. По выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.
3.Прямое дополнение относится к переходным глаголам и выражается именем
существительным в винительном падеже или в родительном падеже при отрицании.
4. Подлежащее может выражаться различными частями речи.
2. Выпишите предложение, в котором подлежащее выражено наречием, грамматическую
основу подчеркните.
1. В доме напротив зажгли свет.
2. «Спозаранку» - слово с тремя приставками и двумя суффиксами.
3. Весь день стоит как бы хрустальный.
4. Ночью месяц тускл.
3. Выпишите предложение с составным глагольным сказуемым, грамматическую основу
подчеркните.
1. Обнялись облака и уснули без грусти.
2. Я начал строить новый дом.
3. Мир кажется мне книгой бесконечной.
4. Об осеннем лесе буду сказку сказывать.
4. Выпишите предложение с составным именным сказуемым, грамматическую основу
подчеркните.
1. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
2. Ночи были ясные и по-весеннему тёплые.
3. Ребята будут купаться в реке.
4. У вас был сегодня урок литературы?
5. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и
сказуемым, пунктограмму объясните (знаки препинания не расставлены).
1. Шуточная песня особая группа народных лирических песен.
2. Любовь к Родине не отвлечённое понятие.
3. Я всем чужой.
4. Ласковое слово что весенний день.
6. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
1. Часовой стережёт объект.
2. Море посылало на берег влажность.
3. Листья закружил ветер.
4. Воск со свечи оплыл на салфетку.
7. Выпишите предложение с косвенным дополнением, дополнение подчеркните, укажите
падеж имени существительного, которым оно выражено.
1. Я окно распахнул.
2. Морячок играл старинный вальс.
3. Я сочувствовал его горю.
4. Старуха пряла свою пряжу.
8. Выпишите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой
форме, подчеркните грамматическую основу и дополнение.
1. Настало время подумать об экзаменах.
2. Курить – здоровью вредить.
3. Читать хорошие книги – очень полезное занятие.
4. Я велел ему замолчать.
9. Выпишите предложение с несогласованным определением, укажите знаком Х
определяемое слово, определение подчеркните, укажите, чем оно выражено.
1. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
2. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
4. Люблю дымок спалённой жнивы.
10. Выпишите предложение с обстоятельством цели, обстоятельство подчеркните.
1. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
2. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
3. Слегка накрапывал дождик.
4. Ветер постепенно стихает.
11. Выпишите предложение, в котором приложение пишется через дефис, приложение
подчеркните, объясните постановку дефиса.
1. Писатель (Ф.Абрамов) ушёл на фронт добровольцем.
2. В драме («Борис Годунов») Пушкин обращается к исторической теме.
3. От полка наше вам за сына (храбреца).
4. Птица (дрозд) может посоревноваться красотой щебетания с самим соловьём.
Обоснование: Второстепенные члены предложения могут распространять и грамматическую основу, и другие части предложения, например, определения, обстоятельства, дополнения. Таким образом, второе утверждение является неверным.
2. Предложение, в котором подлежащее выражено наречием, грамматическую основу подчеркиваем: 3. Весь день стоит как бы хрустальный.
Обоснование: В данном предложении подлежащее "весь день" выражено наречием "как бы", а глагол "стоит" является грамматической основой.
3. Предложение с составным глагольным сказуемым, грамматическую основу подчеркиваем: 1. Обнялись облака и уснули без грусти.
Обоснование: В данном предложении составное глагольное сказуемое состоит из глаголов "обнялись" и "уснули", а грамматическая основа - глагол "обнялись".
4. Предложение с составным именным сказуемым, грамматическую основу подчеркиваем: 1. Лесной полумрак заискрился нитями лучей.
Обоснование: В данном предложении составное именное сказуемое состоит из глагола "заискрился" и существительного "нитями лучей", а грамматическая основа - глагол "заискрился".
5. Предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым: 3. Я всем чужой.
Обоснование: В данном предложении поставим тире между подлежащим "Я" и сказуемым "всем чужой", чтобы выделить сказуемое.
6. Предложение, в котором выделенное слово является дополнением: 2. Море посылало на берег влажность.
Обоснование: В данном предложении выделенное слово "влажность" является дополнением глагола "посылало".
7. Предложение с косвенным дополнением, дополнение подчеркиваем, указываем падеж имени существительного, которым оно выражено: 3. Я сочувствовал его горю.
Обоснование: В данном предложении косвенное дополнение "горю" выражено именем существительным "горе" в родительном падеже.
8. Предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме, грамматическую основу и дополнение подчеркиваем: 1. Настало время подумать об экзаменах.
Обоснование: В данном предложении глагол "подумать" выражает дополнение, а грамматическая основа - глагол "настало".
9. Предложение с несогласованным определением, укажите знаком Х определяемое слово, определение подчеркиваем и указываем, чем оно выражено: 2. Пряди различной длины торчали из-под его берета.
Обоснование: В данном предложении несогласованное определение "различной длины" относится к определяемому слову "пряди" и выражено прилагательным "различной".
10. Предложение с обстоятельством цели, обстоятельство подчеркиваем: 1. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Обоснование: В данном предложении обстоятельство цели "послушать музыку" указывает на цель действия и является дополнительным обстоятельством.
11. Предложение, в котором приложение пишется через дефис, приложение подчеркиваем, объясняем постановку дефиса: 2. В драме («Борис Годунов») Пушкин обращается к исторической теме.
Обоснование: В данном предложении приложение "«Борис Годунов»" пишется через дефис для выделения и указывает на произведение, к которому обращается Пушкин.