1. Найдите и назовите имеющиеся в тексте орфограммы. По каким признакам вы их определили?
2. Выделите в тексте орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами. Укажите их виды.
3. Какие виды списывания и диктантов можно предложить по этим текстам?
1 класс
Жила у Веры Шиловой кошка Мурка. Любила она птиц ловить. Схватит Мурка птичку и несет под крыльцо. От птицы только пух оставит. Мне было жаль птиц. Часто я сажал Мурку в чулан. Пусть там ловит мышей.
В селе большой школьный сад. В саду работают все ученики. Который год ребята делают посадки. Вот Юра Щукин и Лёня Чуркин сажают яблони. Дружно идет работа. В саду много ягод и цветов. Скоро настанет пора убирать урожай.
2 класс
Хорошо в лесу в полдень. Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины. Зеленые елочки выгибают колючие ветви. Красуется белая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул свои резные листья.
3 класс
В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в дальние страны. Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали отдых.
Еще темно, а чуткие журавли уже На востоке показалась ранняя зорька.
Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. До свидания, журавли! До радостной встречи весной!
1. В тексте есть следующие орфограммы:
- "Жила" и "шила" - эти слова мы определили по признаку сходства звука "и" и "ы", но разного написания букв "и" и "ы". В первом слове звук "и" обозначен буквой "и", а во втором слове - буквой "ы".
- "Мурка" и "мышей" - эти слова мы определили по признаку сходства звука "у" и "ы", но разного написания букв "у" и "ы". В первом слове звук "у" обозначен буквой "у", а во втором слове - буквой "ы".
- "Школьный" и "саду" - эти слова мы определили по признаку сходства звука "у" и "ю", но разного написания букв "у" и "ю". В первом слове звук "у" обозначен буквой "у", а во втором слове - буквой "ю".
- "Журавли" и "темно" - эти слова мы определили по признаку сходства звука "у" и "ы", но разного написания букв "у" и "ы". В первом слове звук "у" обозначен буквой "у", а во втором слове - буквой "ы".
2. В тексте есть следующие орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
- "Ловить" - эта орфограмма обозначает звук "о" с помощью буквы "о".
- "Пух" и "пусть" - эти орфограммы обозначают звук "у" с помощью буквы "у".
- "Ягод", "саду", "раскинул", "сделали" - эти орфограммы обозначают звук "у" с помощью буквы "у".
- "Отдых" - эта орфограмма обозначает звук "о" с помощью буквы "о".
- "Летели", "ветви" и "светло" - эти орфограммы обозначают звук "е" с помощью буквы "е".
- "Остались" и "остаться" - эти орфограммы обозначают звук "а" с помощью буквы "а".
3. По этим текстам можно предложить следующие виды списывания и диктантов:
- Диктант на выбор орфограмм "и" и "ы": ученикам нужно будет записать предложения, в которых использованы слова "жила" и "шила", объяснив, почему в одном случае написана буква "и", а в другом - буква "ы".
- Диктант на выбор орфограмм "у" и "ю": ученикам нужно будет записать предложения, в которых использованы слова "школьный" и "саду", объяснив, почему в одном случае написана буква "у", а в другом - буква "ю".
- Списывание предложений с орфограммами, связанными с обозначением звуков буквами: ученикам нужно будет записать предложения с использованием слов "ловить", "пух", "пусть", "ягод", "саду", "раскинул", "сделали", "летели", "ветви", "светло", "остались" и "остаться", объяснив, почему в каждом случае используется определенная буква или буквосочетание для обозначения определенного звука.
Таким образом, мы назвали все орфограммы в тексте, обосновали или пояснили свой ответ и предложили виды списывания и диктантов, связанные с данным текстом.