1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным, и появилось больше трещин, которые замедляли движение. 2) Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины. 3) На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту.
4) На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. 5) Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет.
6) Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. 7) Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.
8) Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. 9) Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом.
(148слов) (В. Обручев)
Вариант 1
1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего глухого согласного.
2. Из предложений 3 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».
3. Замените словосочетание «скалистые отроги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
5. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. ответ запишите цифрой.
7. Укажите вид придаточного предложения в СПП №2 . Постройте схему.
Вариант 2
1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного.
2. Из предложения 6 - 7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом:
«В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».
3. Замените словосочетание «ледяной поток», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 5 .
5. Среди предложений 4- 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3 . ответ запишите цифрой.
7. Укажите вид придаточного предложения в СПП № 7 . Постройте схему.
1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего глухого согласного.
В предложении 3 слово "замедляли" содержит приставку "за-", которая пишется с буквой "з" перед глухим согласным "м".
2. Из предложений 3 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».
В предложении 4 слово "чернели" пишется с двумя буквами "н", так как оно образовано от существительного "чернь", основа которого на "н".
3. Замените словосочетание «скалистые отроги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Синонимичное словосочетание со связью управления будет "отроги из скал".
4. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Грамматическая основа предложения 4 - "чернели".
5. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Обособленным обстоятельством является предложение 1, так как оно является повествовательным и содержит дополнительную информацию о происходящих событиях.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. ответ запишите цифрой.
Количество грамматических основ в предложении 1 равно 2.
7. Укажите вид придаточного предложения в СПП №2. Постройте схему.
Вид придаточного предложения в СПП №2 - условное.
Теперь перейдем к варианту 2:
1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного.
В предложении 3 слово "расходились" содержит приставку "ра-", которая пишется с буквой "р" перед звонким согласным "с".
2. Из предложения 6 - 7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом:
«В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида».
В предложении 6 слово "ледяной" пишется с двумя буквами "н", так как оно образовано от глагола "лежать", который является глаголом совершенного вида.
3. Замените словосочетание «ледяной поток», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Синонимичным словосочетанием со связью управления будет "поток из льда".
4. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Грамматическая основа предложения 5 - "катилось".
5. Среди предложений 4 - 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Обособленным обстоятельством является предложение 4, так как оно является повествовательным и содержит дополнительную информацию о происходящих событиях.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. ответ запишите цифрой.
Количество грамматических основ в предложении 3 равно 1.
7. Укажите вид придаточного предложения в СПП №7. Постройте схему.
Вид придаточного предложения в СПП №7 - временное.
Это подробные ответы на каждый вопрос в обоих вариантах. Если у вас возникнут дополнительные вопросы или нужны пояснения, пожалуйста, скажите, и я с радостью помогу вам.