(1)Мужчины, вооружённые копьями, стояли не двигаясь. (2) Брови их были насуплены, ноздри раздуты. (3) Под тёмной кожей дрожали мускулы, руки напряжённо сжимали древко оружия. (4) Казалось, ещё мгновение - и копья полетят в Маклая…
(5) Маклай улыбнулся, сделал шаг вперёд и, не произнося ни слова, опустился на потрёпанную циновку, лежащую рядом с хижиной.(6) Он молча расстегнул пояс и, наклонившись к башмакам, стал расшнуровывать их.(7) Один за другим башмаки сваливались с усталых ног.(8) Маклай пошевелил натруженными пальцами, примостил свой мешок вместо подушки, зевнул и растянулся во весь рост.
(9) Крикливый старик замолчал на полуслове. (10) Открыв рот, он с недоумением смотрел на Маклая. (11) Толпа чуть- чуть отодвинулась и притихла.
(12) « Не нападёте же вы на безоружного спящего человека»,- подумал Маклай.
(13) Устроившись поудобней, Маклай подложил под голову руку, совсем как у себя на постели. ( 14) Из- под опущенных век он видел, как папуасы взволнованно перегова –
ривались между собой… (15) Костлявый старик, тряся бородой, показывал попеременно то на небо, то на Маклая и чуть не ранивший его, сейчас сидел на корточках и жадно разглядывал сброшенные башмаки.(16) Юноша, только что целившийся копьём в Маклая и чуть не ранивший его, сейчас сидел на корточках и жадно разглядывал сброшенные башмаки.(17) Было видно сразу, что они очень нравились ему, но подойти ближе и взять их в руки он не решался.
(18) Маклаю стало смешно. (19) Чтобы не рассмеяться, он отвернулся и посмотрел вверх. ( 20) Старая знакомая, чёрно-сизая птица кокки, снова была над его головой.
(21) «Ага, ты опять здесь, галочка, - подумал сквозь наплывающую дремоту Маклай.
(22) - Ничего, сестричка, ничего. (23) Мы с тобой и здесь не пропадёт…»
1. В каком предложении выражена главная мысль текста? 1) Мужчины, вооруженные копьями, стояли не двигаясь. 2) Один за другим башмаки свалились с усталых ног. 3) Маклаю стало смешно. 4) Мы с тобой и здесь не пропадём. 2. Какой тип речи используется в тексте? 1) описание 3) повествование с элементами описания 2) повествование 4) рассуждение 3. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СТОЯЛИ количество букв и звуков совпадает 2) В слове ВПЕРЁД последний звук [т] 3) В слове ОЧЕНЬ все согласные мягкие 4) В слове ЗНАКОМАЯ звуков больше, чем букв 4. Укажите верную морфологическую характеристику слова крикливый (предложение 9). 1) относительное прилагательное 3) притяжательное прилагательное 2) качественное прилагательное 4) причастие 5. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой? 1) взволнованно 2) рассмеяться 3) разглядывал 4) сделал 6. В каком слове пишется одна буква Н? 1) вооружён..ые 2) поперемен..о 3) насуплен..ы 4) сброшен..ые 7. Каким членом предложения является местоимение их (предложение 17)?
1) сказуемым 2) дополнением 3) определением 4) обстоятельством 8. Замените слово переговаривались в предложении 14 синонимом. Напишите это синоним. 9. Из предложения 20 выпишите словосочетание «глагол + существительное». 10. Напишите грамматическую основу предложения 16. 11. В предложениях 3-4 найдите глагол будущего времени. Напишите этот глагол. 12. В предложениях 6-7 найдите деепричастие совершенного вида. Напишите это деепричастие. 13. В предложениях 12-14 найдите действительное причастие настоящего времени. Напишите это причастие. 14. Напишите разряд местоимения, входящего в состав предложения 20. 15. Среди предложений 18-23 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите его номер. 16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте. Костлявый старик,(1) тряся бородой,(2) показывал попеременно то на небо,(3) то на Маклая. Юноша,(4) только что целившийся копьём в Маклая и чуть не ранивший его,(5) сейчас сидел на корточках и жадно разглядывал сброшенные башмаки.