(1) Московия, дикая, но возрождающаяся, с своими беспредельными снегами и лесами, с таинственностью своего азиатизма, была для многих новооткрытою землею, богатым рудником для гения человека. (2) Московия, начавшая осиливать внешних и внутренних врагов, нуждалась, на первый раз, в наружном, вещественном образовании. (3) Из семьи художеств и искусств первые гости, пришедшие к ней на зов ее, были: зодчество, живопись, литье пушек и колоколов. (4) В ратном деле силу огнестрельного оружия начинали брать на к силе мышц; храмы требовали более великолепия; Князья и бояре искали в жилищах своих более удобства и безопасности от пожаров. (5) Все эти потребности двигал и удовлетворял Иоанн III Васильевич, смотревший уже на Русь свою очами и мыслью царя. (6) Может быть, обручальное кольцо последней отрасли Палеологов скрепило еще более врожденную любовь его к великолепию царской жизни, если не любовь к искусствам и художествам. (7) София рассказывала ему о чудных палатах и храмах Италии, о блеске тамошних дворов и этими рассказами указала ему средства осуществить идеи наружного величия, которые смутно еще носились в голове и сердце властителя. (8) Никогда потребности русских в этом отношении не могли быть лучше удовлетворены. (9) в Италию теснилась ученая Греция, испуганная мечом оттоманов; в свою очередь, Италия спешила поделиться с другими избытком сокровищ и дарований, принесенных к ней потомками Фидия и Архимеда. (10) Бедность, отвага и любовь к прекрасному — всюду разносили эту добычу. (11) Зодчие, литейщики, живописцы, резчики, серебряники отправлялись гурьбою в Москву... (И.И. Лажечников, «Басурман»)