(1)Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. (2)Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
(3)Побелело море, зашумело непогодой. (4)Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. (5)Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося солёные брызги. (6)А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагромождённого на отмелях льду. (7)Точно титаны в тяжёлой хватке накидали эти гигантские обломки.
(8)Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. (9)Ветер гудит красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зелёных ветвей.
(10)Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. (11)Ещё ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его тёмной чаще. (12)А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана.
А.Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными Б.Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми. Напишите их номера.
В.Определите, какие типы сложных предложений используются в тексте.
Г.С каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
- мохнатые
- сизые
- тучи
- словно
- разбитая
- стая
- испуганных
- птиц
- пронзительный
- резкий
- ветер
- океана
- сбивает
- темную
- сплошную
- массу
- словно
- играя
- разрывает
- мечет
- громоздя
- причудливые
- очертания
- побелело
- море
- зашумело
- непогодой
- тяжко
- встают
- свинцовые
- воды
- клубясь
- клокочущей
- пеной
- глухим
- рокотом
- катятся
- мглистую
- даль
- ветер
- злобно
- роется
- по
- косматой
- поверхности
- далеко
- разнося
- солёные
- брызги
- вдоль
- излучистого
- берега
- колоссальным
- хребтом
- массивно
- поднимаются
- белые
- зубчатые
- груды
- нагромождённого
- на
- отмелях
- льду
- точно
- титаны
- тяжёлой
- хватке
- накидали
- эти
- гигантские
- обломки
- обрываясь
- крутыми
- уступами
- с
- прибрежных
- высот
- к
- самому
- морю
- хмуро
- надвинулся
- дремучий
- лес
- ветер
- гудит
- красными
- стволами
- вековых
- сосен
- кренит
- стройные
- ели
- качая
- их
- острыми
- верхушками
- осыпая
- пушистый
- снег
- с
- печально
- поникших
- зелёных
- ветвей
- бесследно
- проходят
- седые
- века
- над
- молчаливой
- страной
- дремучий
- лес
- стоит
- и
- спокойно
- сумрачно
- точно
- в
- глубокой
- думе
- качает
- темными
- вершинами
- ещё
- ни
- один
- его
- могучий
- ствол
- не
- упал
- под
- дерзким
- топором
- алчного
- лесопромышленника
- топи
- да
- непроходимые
- болота
- залегли
- в
- его
- тёмной
- чаще
- а
- там
- где
- столетние
- сосны
- перешли
- в
- мелкий
- кустарник
- мёртвым
- потянулась
- безжизненная
- тундра
- и
- потерялась
- бесконечной
- границей
- в
- холодной
- мгле
- низко
- нависшего
- тумана
Б. Предложения с однородными сказуемыми:
- (2) Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в тёмную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.
- (4) Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль.
- (12) А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мёртвым потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана.
В. В тексте используются следующие типы сложных предложений:
- Побелело море, зашумело непогодой. - простое предложение
- Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. - сложносочиненное предложение
- Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. - сложное предложение с однородными членами
- А.Из 12 предложения выпишите слова, образованные разными. - сложноподчиненное предложение
- Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. - сложное предложение со вводным словом
Г. Связь между предложениями и абзацами осуществляется с помощью следующих языковых средств:
- В предложении (1) слово "разбитая" указывает на сравнение с тучами и создает образ нарушенной формы.
- В предложении (3) слова "побелело" и "зашумело" устанавливают связь со словом "море" и передают изменения, происходящие с природой.
- В предложении (6) слова "излучистого берега" описывают местоположение груд.
Связь между абзацами осуществляется с помощью следующих языковых средств:
- Переход от погодных явлений (1-5) к описанию природы (6-11) и живописного описания леса (12).
- Использование ключевых слов для связи текста, таких как "ветер", "море", "груды".
Надеюсь, что ответ был понятен школьнику!