1 )Много повидал на своем веку старый тополь! 2)Давно ещё грозовой удар расщепил макушку тополя, но дерево не погибло, справилось с недугом, выкинув вверх вместо одного два ствола. 3 )Разлaпистые сучья,
как старческие крючковатые пальцы, протянулись до конька тесовой крыши, будто собирались схватить дом
в охапку. 4)Летом на сучьях густо вились верёвчатые побеги хмеля.
5)Тополь был величественным и огромным, прозванный старообрядцами Святым древом. 6)Гнули его
ветры, нещадно секло градом, корёжили зимние вьюги, покрывая коркою льда хрупкие побеги молоди на
заматeрелых сучЬЯХ. 7)И тогда он, весь седой от инея, постукивая ветками, как костями, стоял притихШИЙ,
насквозь прохватываемый лютым ветром. 8) и редко кто из людей задерживал на нём взгляд, будто его и на
земле не было. 9)Разве только вороны, перелетая из деревни в пойму, отдыхали на его двуглавой вершине,
чернея комьями.
10)Но когда приходила весна и старик, оживая, распускал коричневые соки клейких почек, первым встречая
южную теплинку, и корни его, проникшие в глубь земли, несли в мощный ствол живительные соки, он как-
то сразу наряжался в пахучую зелень. 11 И шумел, шумел! 12)Тихо, умиротворённо. 13)Тогда его видели
все, и он нужен был всем: и мужикам, что в знойные дни сиживали под его тенью, перетирая в мозолистых
ладонях трудное житьё-бытьё, и случайным путникам, и ребятишкам. 14)Всех он встречал прохладой и
ласковым трепетом листвы. (По А. Черкасову.)
Задания
2Вариант:
1)Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
2)Среди предложений 6–9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
3)Среди предложений 10–14 найдите сложное с обобщающим словом. Укажите его номер.
4)Выпишите из предложения 7 действительное причастие.
5)Из предложения 9 выпишите слово, имеющее два корня.
6)Из предложений 10–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
7)Укажите образования слова крючковатые (предложение 3).
8)Выпишите словосочетание (предложение 14), построенное на основе согласования.
9)Выпишите грамматические основы предложения 13.
1) Как еще можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
Озаглавить текст можно по-разному, в зависимости от того, на что мы хотим сделать больший акцент. Вот два возможных заголовка к тексту:
- "Портрет старого тополя и его влияние на окружающих"
- "Жизненный путь старого тополя и его роль в жизни людей"
2) Среди предложений 6-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
Сравнительный оборот - это предложение, в котором есть сравнение между двумя объектами или явлениями. В предложениях 6-9 предложение с сравнительным оборотом это предложение номер 8: "редко кто из людей задерживал на нём взгляд, будто его и на земле не было". Здесь происходит сравнение между тем, что никто не задерживает взгляд на тополе и тем, что его как будто и на земле не было.
3) Среди предложений 10-14 найдите сложное с обобщающим словом. Укажите его номер.
Сложное предложение содержит два или более подлежащих и сказуемых, соединенных друг с другом. С обобщающим словом можно найти в предложении номер 14: "Всех он встречал прохладой и ласковым трепетом листвы". Здесь два подлежащих - "он" и "листвы" - и два сказуемых - "встречал" и "трепетом".
4) Выпишите из предложения 7 действительное причастие.
Причастие - это слово, которое обозначает одновременно признак действия и признак прилагательного. Действительное причастие можно найти в предложении номер 7. Выпишем его: "постукивая". Здесь "постукивая" является причастием, так как оно обозначает одновременно действие (стук) и признак (постукивающие ветки).
5) Из предложения 9 выпишите слово, имеющее два корня.
Слово с двумя корнями можно найти в предложении номер 9. Выпишем его: "чернея". Здесь "чернея" имеет два корня - "черн" и "ея". Это слово обозначает действие и имеет признак цвета (черного).
6) Из предложений 10-14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Слово с чередующейся безударной гласной в корне можно найти в предложении номер 11. Выпишем его: "шумел". Здесь в корне слова "шумел" происходит чередование звука "у" и "о". Это слово обозначает действие шума.
7) Укажите образования слова "крючковатые" (предложение 3).
Слово "крючковатые" образовано от основы "крючок" и суффикса "оват". Суффикс "оват" придает основе значение "похожий на" или "имеющий признак". Применительно к основе "крючок", суффикс "оват" образует прилагательное "крючковатые", означающее "похожий на крючок" или "имеющий признак крючка".
8) Выпишите словосочетание (предложение 14), построенное на основе согласования.
В предложении номер 14 есть словосочетание, построенное на основе согласования. Выпишем его: "прохладой и ласковым трепетом листвы". Здесь существительное "трепетом" согласуется с предлогом "прохладой" и образует словосочетание.
9) Выпишите грамматические основы предложения 13.
Грамматическая основа - это часть предложения, соответствующая признаку действия, обозначаемой глаголом или глагольным словосочетанием. В предложении номер 13 грамматические основы следующие: "он нужен был всем". Здесь глагол "был" образует грамматическую основу предложения.