1. Какое качество не включается в черты хорошей речи?
а) правильность
б) точность
в) уместность
г) эмоциональность
2. Какие компоненты мы выделяем в культуре речи?
а) нормативный
б) эстетический
в) этический
г) коммуникативный
3.Выберите определения культуры речи.
а) Культура речи - то, как человек на уровне речи проявляет себя в общении с другими людьми.
б) Культура речи - это владение нормами русского литературного языка.
в) Культура речи - умение пользоваться средствами языка в соответствии с целями и условиями общения.
г) Культура речи - наука об общении и средствах языка.
4. В каком ряду во всех словах пропущенные гласные корня можно проверить ударением?
а) прим..рять противников, б..хрома, д..кларация;
б) погл..щённый, д..фирамб, соч..тание;
в) ед..нение, посв..тить книгу, од..рённость;
г) в..трина, в..пиющий, тр..туар.
5. Найдите прилагательное, в котором пишется -нн-:
а) масле..ый голос;
б) кожа..ый портфель;
в) стекля..ые бусы;
г) ю..ый возраст.
6. В каком предложении слово «хлеб» употреблено в значении «пропитание»?
а) Хлеб убрали и завезли на элеватор. б) Не хлебом единым жив человек. в) Мой брат любит ржаной хлеб.
г) Эта работа - верный хлеб.
7. Какое из слов не имеет окончания? 1) ответственность
2) заслушав
3) разыгравшийся
4) учитель
8. В каком слове нет суффикса?
1. учёный 3. шла 2. житель 4. герой
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Идя по мокрой тропе,
1) дождь всё ещё продолжался.
2) цветы поникли.
3) я ощутил прохладу.
4) стало холодно.
10. Выполните следующие задания. 1. Замените диалектные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот). Колидор, транвай, какаво, знають, у сестре, шо, чё, пинджак, ихний, текёт, щас.
2. Замените слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот). Красивше, уплочено, дермантин, юрист-консульт, мукулатура, тубаретка, друшлаг, подчерк, рубель, переспектива, журавель.
3. Поставьте ударение в следующих словах. Квартал, договор, столовая, обеспечение, красивее, искра, ракушка, намерение, украинский, оптовый, диспансер, ходатайство, диспансер, туфля.
4. Подберите синонимы к следующим словам. Обязанность, огорчить, охранять, подарок, прекрасный, приказ, проверка, работа, радость, разрушать, режим, сильный, сообщение, тихий, удачный, удивительный, умный.
5. Определите смысл следующих фразеологизмов. Ни то ни сё, жить душа в душу, яблоку негде упасть, на руках носить, на чужой шее сидеть, держать камень за пазухой, собаку съел, держать ушки на макушке, голова на плечах. Составьте с ними предложения.
2. В культуре речи выделяются несколько компонентов: а) нормативный, б) эстетический, в) этический и г) коммуникативный. Нормативный компонент относится к правилам и нормам языка и коммуникации, эстетический компонент связан с художественным восприятием и экспрессией речи, этический компонент относится к этическим нормам общения и взаимодействия, а коммуникативный компонент связан с целями и условиями общения.
3. Определение культуры речи, которое наиболее полно описывает это понятие, это в) Культура речи - умение пользоваться средствами языка в соответствии с целями и условиями общения. Это определение подчеркивает важность адекватного использования языка в зависимости от задач и ситуаций общения. Однако, другие определения (а, б и г) также вносят свой вклад в понимание культуры речи.
4. В ряду а) прим..рять противников, б..хрома, д..кларация все слова содержат пропущенные гласные корня, которые можно проверить ударением. Ударение на определенных слогах позволяет определить корень и правильное написание слова.
5. Прилагательное, в котором пишется -нн-, это а) масле..ый голос. В русском языке при наличии двух одинаковых согласных подряд, в слове они обозначаются буквами "нн".
6. Слово "хлеб" в значении "пропитание" употреблено в предложении в б) Не хлебом единым жив человек. В данном случае, "хлеб" используется в переносном смысле, чтобы описать основное средство оплаты и выживания человека.
7. Слово, которое не имеет окончания, это 4) учитель. У "учитель" нет приставки или окончания, оно находится в исходной форме.
8. Слово, в котором нет суффикса, это 1) учёный. Слово "учёный" не имеет суффикса, так как оно является исходной формой слова.
9. Грамматически правильное продолжение предложения будет: 3) я ощутил прохладу. В данном случае, "идя по мокрой тропе" - это обстоятельство, которое дополняет предложение ощущением прохлады.
10. Решение задания 1: Замените диалектные слова на литературный вариант. Колидор - коридор, транвай - трамвай, какаво - какое, знають - знают, у сестре - у сестры, шо - что, чё - что, пинджак - пиджак, ихний - их, текёт - течет, щас - сейчас.
Решение задания 2: Замените слова на литературный вариант. Красивше - красивее, уплочено - уплачено, дермантин - кожзам, юрист-консульт - юрист, мукулатура - макулатура, тубаретка - шляпа, друшлаг - сито, подчерк - акцент, рубель - деньги, переспектива - перспектива, журавель - жаворонок.
Решение задания 3: Поставьте ударение в следующих словах. Квартал, договор, столовая, обеспечение, красивее, искра, ракушка, намерение, украинский, оптовый, диспансер, ходатайство, диспансер, туфля.
Решение задания 4: Подберите синонимы к следующим словам. Обязанность - долг, огорчить - расстроить, охранять - защищать, подарок - презент, прекрасный - красивый, приказ - указ, проверка - инспекция, работа - труд, радость - восторг, разрушать - разваливать, режим - режим, сильный - мощный, сообщение - инфо, тихий - спокойный, удачный - успешный, удивительный - изумительный, умный - разумный.
Решение задания 5: Определите смысл следующих фразеологизмов и составьте с ними предложения. Ни то ни сё (ни одно, ни другое) - Я спросил его, но он ни то, ни сё не ответил. Жить душа в душу (жить в гармонии) - Они так хорошо уживаются вместе, что можно сказать, что они живут душа в душу. Яблоку негде упасть (места нет) - В зале было так много людей, что яблоку негде было упасть. На руках носить (заботиться о ком-то) - Она очень заботливая мама, всегда на руках носит своего ребенка. На чужой шее сидеть (полагаться на чужую помощь) - Я так и не нашел работу, и теперь мне приходится на чужой шее сидеть. Держать камень за пазухой (сохранять сердце сильным) - Все трудности не ломают его, он держит камень за пазухой. Собаку съел (очень опытный, квалифицированный) - Он такой умный, что собаку съел в этой области. Держать ушки на макушке (слушать внимательно) - Когда я рассказываю ему что-то интересное, он всегда держит ушки на макушке. Голова на плечах (разумный, рациональный) - Он всегда принимает разумные решения, у него голова на плечах.