1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны. (Паустовский К.)
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.
3. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны. (Паустовский К.)
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении.
4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (Пушкин А.)
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Тургенев И.)
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.
7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. (Лермонтов М.)
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.
9. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Не раны, не больное лёгкое мучило его – раздражало сознание ненужности. (Павленко П.)
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.
2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый… (Панова В.)
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.
В данном предложении первая часть "Там у неё хранились все её богатства" сообщает информацию о хранилище богатств героини, а вторая часть ": письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны" раскрывает содержание первой части, перечисляя конкретные предметы, которые хранятся у неё.
2. Постановка тире в данном предложении обоснована выбором варианта 2) - вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
В данном предложении первая часть "Все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени" объединены тире с второй частью "всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны". Тире служит для подчеркивания и пояснения, что все описанные обстоятельства и подробности соответствуют состоянию Катерины Ивановны.
3. Постановка двоеточия в данном предложении обоснована выбором варианта 2) - вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
В данном предложении первая часть "Я поглядел кругом" сообщает информацию о действии говорящего, а вторая часть ": торжественно и царственно стояла ночь" дополняет и раскрывает содержание первой части, описывая, каким образом стояла ночь.
4. Постановка двоеточия в данном предложении обоснована выбором варианта 4) - вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.
В данном предложении первая часть "Он покраснел" сообщает информацию о реакции героя, а вторая часть ": ему было стыдно убить человека безоружного" указывает на причину этой реакции.
5. Постановка тире в данном предложении обоснована выбором варианта 1) - первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй.
В данном предложении первая часть "Не раны, не больное лёгкое мучило его" противопоставлена по содержанию второй части "раздражало сознание ненужности". Тире служит для выделения и противопоставления этих двух частей предложения.
6. Постановка двоеточия в данном предложении обоснована выбором варианта 1) - обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
В данном предложении первая часть "Лукашин остановился, посмотрел" передаёт последовательность действий героя, а вторая часть ": во рву скапливалась вода, снег был мокрый" обобщает эти действия, описывая обстоятельства, которые наблюдались вокруг.
Надеюсь, этот ответ поможет вашему школьнику лучше понять постановку двоеточия и тире в данных предложениях.