(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в синем кожаном переплёте. (2)«Это тебе понравится», – сказал он, подавая мне книгу. (3)В томике были собраны поэмы Пушкина. (4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым радостным чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, вся в цветах, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким, шелковистым травам плодородной земли тихо радует. (7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9)В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель утренней росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это делало меня счастливым, а жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье – быть грамотным! (12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне ближе и понятнее. (13)Прочитав несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность. (15)Я не один на земле. (16)И не пропаду! (По М. Горькому)
Задания к тексту
Часть А.
1. Синтаксический анализ. Укажите верные утверждения. Запишите номера ответов.
1. Предложение 5 содержит вводное слово.
2. В предложении 6 три грамматических основы.
3. Предложение 7 осложнено обособленным определением.
4. Предложение 4 содержит два придаточных предложения.
5. Предложение 13 осложнено обособленным обстоятельством.
2. Орфографический анализ. Укажите утверждения, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1. КОЖАНЫЙ (переплет) - в суффиксе имени прилагательного, образованного от существительного с суффикса -АН- пишется одна буква Н.
2. (поэмы) СОБРАНЫ - в кратком прилагательном пишется одна Н.
3. ПРИКОСНОВЕНИЕ - приставка ПРИ имеет значение "приближение, близость к чему-либо"
4. НЕ СТРЯХНУВШАЯ (трава) - причастие с НЕ пишется раздельно, так как есть зависимое слово.
5. СЖАВ - на конце приставки перед звонким согласным пишется буква С.
3. Лексический анализ.
1. Из предложений 1 – 3 выпишите контекстные синонимы.
2. Какое лексическое значение имеет слово ЛЁГКИЙ в предложении 10? Напишите это значение. Подберите и запишите антоним к слову.
Часть В.
1. Прочитайте фрагмент сочинения ученика 8 класса, написанного на основе текста, который вы анализировали. В этом сочинении рассматриваются языковые особенности текста. Два термина, использованные в сочинении, пропущены. Вставьте в данной части текста на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка
«Максим Горький, рассказывая о своих впечатлениях от чтения поэм Александра Сергеевича Пушкина, часто употребляет («неизъяснимым радостным чувством» в предложении 4, «великолепные поэмы» в предложении 12). Приподнятое настроение автора передают (предложения 11, 16)».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) метафоры
3) эпитеты 4) однородные члены предложения
5) восклицательные предложения
6) обращения
2. Запишите еще два примера средств выразительности речи в тексте М.Горького.
Задание 2 ответ: 1)
Задание 3 ответ: дал-подавая, томик-книгу
Задание 4 ответ: беззаботный
Задание 8 ответ: бывало