1.Графический диктант. Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в два столбика; наличие запятой в предложении с однородными членами отмечать знаком “+”, отсутствие запятой между однородными членами – знаком “-”.
1. Много прочел да мало учел.
2. Щи да каша – пища наша.
3. Голова завита да не делом занята.
4. Снайпер бьет редко да попадает метко.
5. Отсталый да ленивый всегда позади.
6. Мал золотник да дорог.
2.Найди соответствие. В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания.
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ]
9) [О: О, О, О - …]
1
Радостью счастьем надеждой всем поделись со своим другом.
2
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
3
Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и о недостатках своего товарища.
4
Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.
5
Ищи товарища лучше себя а не хуже.
6
В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие.
7
То садился он на диван то подходил к окну то хотел мыслить.
8
Родные знакомые места узенькая речка заросшая тропинка к дому старый сад заставили сердце биться сильнее.
3. Самостоятельная работа учащихся в дифференцированных группах.
Задание 1.Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.
1.Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. (С. Барлин)
2.Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). (С. Барлин)
3.Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощутить радость но и существовать вообще. (С. Барлин)
Задание 2.
1. Выделите грамматическую основу предложений. Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. Расставьте необходимые знаки препинания.
Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви.
Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны.
Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.
Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.
Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.
2. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах.
Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.
Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимается от земли.
Лиственные деревья осина ольха береза еще голы.
Берега ручьи скаты горы все потонуло в зелени.
Все кругом чисто и опрятно дома улицы ворота и особенно высокое осеннее небо.
3. Вставьте на место пропусков однородные и неоднородные определения. Расставьте, если нужно, знаки препинания.
Сквозь воду видны были камешки.
Широкоплечий человек открыл нам дверь.
Бледная луна освещала окрестность.
Широкий стол находился посреди комнаты.
Полная сушь стояла в полях.
4. Комплексный анализ текста.
В Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке.4 Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. И все-таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в
том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.
(По В. Пескову.)
Лутовиново. С чьим именем связано это место?
Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его?
Определите тему и идею текста.
Определите тип текста и стиль речи. Докажите
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Спишите их. Расставьте знаки препинания и объясните их.
Сделайте вывод, какова роль однородных членов предложения?
Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. Нарисуйте схему.