1.Графический диктант. Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в два столбика; наличие запятой в предложении с однородными членами отмечать знаком “+”, отсутствие запятой между однородными членами – знаком “-”.

1. Много прочел да мало учел.

2. Щи да каша – пища наша.

3. Голова завита да не делом занята.

4. Снайпер бьет редко да попадает метко.

5. Отсталый да ленивый всегда позади.

6. Мал золотник да дорог.

2.Найди соответствие. В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания.

1) [ О, О, О, О ].

2) [ О и О ].

3) [ О, а О ]

4) [ и О, и О, и О ].

5) [ То О, то О, то О ]

[ Или О, или О ].

6) [… не только О, но и О ].

7) [О: О, О, О].

8) [О, О, О - О ]

9) [О: О, О, О - …]

1

Радостью счастьем надеждой всем поделись со своим другом.

2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.

3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и о недостатках своего товарища.

4

Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.

5

Ищи товарища лучше себя а не хуже.

6

В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие.

7

То садился он на диван то подходил к окну то хотел мыслить.

8

Родные знакомые места узенькая речка заросшая тропинка к дому старый сад заставили сердце биться сильнее.

3. Самостоятельная работа учащихся в дифференцированных группах.

Задание 1.Запишите предложения, ставя однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово; расставьте необходимые знаки препинания.

1.Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. (С. Барлин)

2.Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). (С. Барлин)

3.Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощутить радость но и существовать вообще. (С. Барлин)

Задание 2.

1. Выделите грамматическую основу предложений. Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. Расставьте необходимые знаки препинания.

Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви.

Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны.

Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

2. Расставьте необходимые знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах.

Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимается от земли.

Лиственные деревья осина ольха береза еще голы.

Берега ручьи скаты горы все потонуло в зелени.

Все кругом чисто и опрятно дома улицы ворота и особенно высокое осеннее небо.

3. Вставьте на место пропусков однородные и неоднородные определения. Расставьте, если нужно, знаки препинания.

Сквозь воду видны были камешки.

Широкоплечий человек открыл нам дверь.

Бледная луна освещала окрестность.

Широкий стол находился посреди комнаты.

Полная сушь стояла в полях.

4. Комплексный анализ текста.

В Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке.4 Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. И все-таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в

том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.

(По В. Пескову.)

Лутовиново. С чьим именем связано это место?

Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его?

Определите тему и идею текста.

Определите тип текста и стиль речи. Докажите

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Спишите их. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Сделайте вывод, какова роль однородных членов предложения?

Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. Нарисуйте схему.

andrew211 andrew211    1   03.02.2021 12:24    8

Другие вопросы по теме Русский язык