(1) Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. (2) Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. (3)Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. (4)Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. (5) Чужая доброта – это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. (6) Человек, который однажды почувствовал доброту, рано или поздно сам ответит тем же.
(7)Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. (8)В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. (9)Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною», и для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
(По И. Ильину)
1. Прочитайте выразительно текст. Подумайте над вариантами названия.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Из предложений 1-3 выпишите слова с приставкой, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
4. Замените словосочетание «огонь доброты» (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выпишите грамматическую основу из предложения 2.
6. Выпишите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных предложений, составьте схемы..
7. Объясните постановку тире в предложениях текста.
8. Напишите сочинение-рассуждение «Что такое доброта?»
2. Тема текста: доброта и ее значение. Основная мысль: чтобы понять значение доброты, нужно самому ее испытать, она приходит к нам как дар и проявляется в наших словах и поступках.
3. Предложения 1-3 содержат слова с приставкой, в которых правописание зависит от последующего согласного звука: испытать, воспринять, овладевает.
4. Заменяю словосочетание "огонь доброты" на синонимичное словосочетание со связью согласование: сердечная теплота.
5. Грамматическая основа предложения 2: Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем.
6. Сложноподчиненные предложения в тексте:
- Предложение 1: Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее.
- Предложение 2: Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем.
- Предложение 3: Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни.
Вид придаточных предложений:
- Предложение 1: придаточное цели.
- Предложение 2: придаточное условия.
- Предложение 3: придаточное образа действия.
7. Постановка тире в предложениях текста:
- Тире в предложении 1 ставится перед придаточным цели.
- Тире в предложении 2 ставится после придаточного условия.
- Тире в предложении 3 ставится после придаточного образа действия.
8. Сочинение-рассуждение "Что такое доброта?":
Доброта - это сильное и возвышенное чувство, которое порождается в сердце человека и проявляется в его поступках и словах. Для того чтобы понять и оценить значение доброты, необходимо самому испытать ее. При этом очень важно воспринять и разделить луч чужой доброты, пожить в нем, почувствовать, как он овладевает всей нашей жизнью. Доброта не является обязанностью или долгом, она приходит к нам как дар. Когда мы ощущаем теплоту чужой доброты, наше сердце откликается и отвечает на нее. Человек, который однажды почувствовал доброту, рано или поздно сам ответит тем же. И это великое счастье - почувствовать огонь доброты в своем сердце и дать ему волю в жизни. В такие моменты мы находим в себе самых лучших себя, слышим пение своего сердца. В нашей душе не остается места для вражды и ненависти, потому что они исчезают, и мы становимся едиными с общим источником доброты. Доброта - это одно из самых прекрасных качеств, которое важно развивать и проявлять в нашей жизни, чтобы делать ее светлой и счастливой.