1.Брос…те (не)отложные дела, выйд..те поздним вечером на песча...ый берег реч..нки. 2.Если вы буд..те долго пр..слушиват..ся, то услыш..те в камыш..вых зар..слях (не)понятные шорохи, (не)умолчные звуки. 3.Однажды ночью сидел я за письме..ым столом. 4.Ночь была тихая, безветре...ая, только с реки доносились какие-то д..лекие звуки. 5.Вдруг из-под пола раздались чьи-то (не)громкие голоса. 6.Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. 7.Мне захотелось понять, кто разговарива..т под полом. 8.Потом я догадался, что слышал возню ежей. 9.Ежи — полезные зверюшки. 10.Они никому не причиняют вреда, никого (не) боятся, уничтожают вредных насекомых, бор…тся с мышами.
11.На зиму ежи засыпают. 12.Их маленькие берлоги пр…крывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
Задания 1.Перепишите ТОЛЬКО слова с пропущенными буквами. Раскройте скобки. 2.Выпишите из предложения № 10 глаголы, определите спряжение. 3.Найдите в тексте возвратные глаголы. Выпишите 2 – 3 примера. 4. Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Разберите по составу.
5.Выпишите глаголы из предложения № 8, определите вид. 6. Запишите в два столбца переходные и непереходные глаголы из предложения № 3,12. 7. Приведите примеры глаголов в изъявительном наклонении из предложений №2,5,11. 9.Выполните морфологический разбор выделенных глаголов. 10. Подберите к глаголам видовую пару: догадался, засыпают.
11. Разграничьте употребление глаголов есть и кушать. Покажите особенности употребления этих глаголов в предложениях.
ПОБЫСТРЕЕ РЕШИТЕ.
Відповідь:
1.Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. 2.Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. 3.Однажды ночью сидел я за письменным столом. 4. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далёкие звуки.
5. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. 6. Они походили на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. 7. Мне захотелось понять, кто разговаривает под полом. 8.Потом я догадался, что слышал возню ежей. 9.Ежи — полезные зверюшки. 10.Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. 11. На зиму ежи засыпают. 12. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
2. Не причиняют, уничтожают, борются — I спряжение, 3 лицо множественного числа
Не боятся — II спряжение, 3 лицо множественного числа.
3. Возвратные глаголы — прислушиваться, пробудились, догадался
4. Повелительные — бросьте, выйдите
5. Догадался — совершенный, слышал - несовершенный
6. Переходные: прикрывают,
Непереходные: сидел, спят
7. Будете прислушиваться, услышите, раздались, засыпают
10. Догадался — догадывался
Засыпать — засы́пать
11. Есть — стилистически нейтральное слово, употребляется чаще всего в литературной речи, а также является общеупотребительным глаголом.
Кушать — стилистически ограниченное, употребляется прежде всего как слово, относящееся к речевому этикету, вежливое приглашение гостей к столу. Его употребление допустимо только в 1 лице единственного числа настоящего времени или в времени в речи детей и женщин.