(1) Белые лепестки ра..сыпались по изумрудной травке: отцветает черёмуха. (2) Зато ра..цвела бузина и под нею внизу земляника, привлекающая своим ароматом. (3) Бутоны ландышей тоже почти все ра..крылись, бурые листья осин и берёз стали зелёными. (4) Взошедший овёс солдатиками ра..ставился по полю. (5) Иду вверх по тропе и наслаждаюсь запахами леса. (6) Мне всё интересно: каждая мелочь в жизни бе..численных птиц ра..сказывает о движении жизни на земле.
(По М. Пришвину)
Выполните задания
1. Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных.
2. Из предложений 1 и 2 выпишите слова, в которых есть буква, обозначающая два звука.
3. Произведите фонетический разбор слова ЛИСТЬЯ.
4. Из предложений 2—5 выпишите синонимы.
5. Из предложений 1—4 выпишите антонимы.
6. Из предложений 1 и 2 выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
7. Какой орфограмме соответствуют пропущенные в тексте буквы? Вставьте буквы, обозначьте графически эту орфограмму, запишите её название.
8. Из предложения 1 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
9. Из предложений 5 и 6 выпишите слово, образованное с приставки.
ЗАРАНЕЕ
1. Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных.
В предложениях 1—4 происходит оглушение согласных в следующих словах:
- ра..сяпались (из предложения 1)
- ра..цвела (из предложения 2)
- ра..крылись (из предложения 3)
- ра..ставился (из предложения 4)
2. Из предложений 1 и 2 выпишите слова, в которых есть буква, обозначающая два звука.
В предложениях 1 и 2 слова, в которых есть буква, обозначающая два звука:
- зато (из предложения 2)
3. Произведите фонетический разбор слова ЛИСТЬЯ.
Листья (/лист'йа/) - это два слога. В первом слоге есть звук /л/ (мягкий согласный), второй слог содержит звуки /и/ (гласный) и /а/ (гласный).
4. Из предложений 2—5 выпишите синонимы.
Из предложений 2—5 синонимы:
- привлекающая / манящая (из предложения 2)
- бе..численных / многочисленных (из предложения 6)
5. Из предложений 1—4 выпишите антонимы.
Из предложений 1—4 антонимы:
- отцветает / цветёт (из предложения 1)
- радовалась / поднималась (из предложения 2)
- закрылись / стали зелёными (из предложения 3)
- взошедший / ставился (из предложения 4)
6. Из предложений 1 и 2 выпишите слово, употребленное в переносном значении.
В предложениях 1 и 2 слово, употребленное в переносном значении:
- интересно (из предложения 1)
7. Какой орфограмме соответствуют пропущенные в тексте буквы? Вставьте буквы, обозначьте графически эту орфограмму, запишите её название.
В тексте нас интересует орфограмма оглушения звуков в словах. Она обозначается двумя точками после согласной буквы, обозначающей оглушение. Орфограмма называется "оглушение согласных".
8. Из предложения 1 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
В предложении 1 слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания:
- ра..сыпались
Префикс /ра/ (означает "рас-"), корень /сып/ (означает "сыпать"), суффикс /а/ (существительное среднего рода, множественное число), и окончание /лись/ (указывает на прошедшее время, 3 лицо, множественное число).
9. Из предложений 5 и 6 выпишите слово, образованное с приставки.
Из предложений 5 и 6 слово, образованное с приставки:
- вы..пишите (из предложения 5)
Префикс /вы/ (означает "вне, из"), и корень /пиш/ (означает "писать").
Надеюсь, что ответы и объяснения были понятными и помогли вам в выполнении заданий. Если у вас есть еще вопросы, обращайтесь!