06.04.2020
Определительные местоимения
Цели:
- дать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; формировать умение находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи;
- развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать;
- воспитывать настойчивость, трудолюбие в учебе.
Ход урока
1. Словарный диктант
(Н…) чем (не) уд…вишь, ни (о) чем (не) дог…дывался, (не) причинять (ни) кому зла, (ни) каких во ни) кого (не) касался, прикоснуться к чему (нибудь), стряхнуть с не…о, предложить кому (нибудь), что (то) почу…ствовал, чей(то) ш…пот, (кое) что услыш…л.
Узнать местоимения из словарного диктанта по морфологическим признакам.
- возвратное в Т.п.
- неопределенное в Д.п
- отрицательное в Т.п.
- личное в 3 лице, ед. ч., м.р., Р.п.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Спишите отрывок из стихотворения А.Фета, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания, определите разряды местоимений.
Я пр…ш..л к тебе с пр…ветом
Ра…сказать что со..нце встало
Что оно горяч..м светом
По л..стам затр…петело;
Ра…сказать что лес пр…снулся,
Весь пр…снулся, веткой каждой
Каждой птицей встрепенулся
И весен…ей полон жаждой.
- На какие во отвечают местоимения весь, каждой? (какой?)
III. Формирование новых понятий и действия
1.
- Как вы думаете, почему местоимения каждый, всякий, самый, любой, иной, другой назвали определительными? (потому что по морфологическим признакам они похожи на прилагательные, а в предложении бывают определениями)
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
1. Вставь вместо точек определительные местоимения.
Ребята! из вас после окончания школы может выбрать профессию. Нужно только помнить, что работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать трудности.
2. Подчеркни «четвертое лишнее» слово.
Этот, тот, таков, кто;
Кто, что, столько, сколько;
Каждый, сам, свой, другой;
Свой, мой, меня, твой.
3. Спишите, вставляя вместо точек определительные местоимения каждый, всякий, любой.
1. Аптека работает … день, кроме воскресенья.
2. В аптеке продают … лекарства.
3. Если вы заболели, то можете приобрести в…. аптеке… лекарства.
4. Вставьте вместо точек обобщающие слова – определительные местоимения.
1. Он видел…: как вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь . (Б.Горбатов)
2. Собаки, лошади, куры - ….. мокро, уныло, робко. (Н.Гоголь)
5. Подчеркните местоимения, входящие в состав сложных слов.
Всевозможный, всемирный, иносказательный, повсеместный, повседневный, самодельный, самоуверенный, самолюбивый, своевременный, своеобразный, своенравный.