Задача №1 Какая мыслительная операция нарушена у испытуемого?
Испытуемому дается задача на классификацию предметов: яйцо, ложка, нож, вилка, хлеб. Испытуемый объединил все предметы в виде придуманного им самим сюжета: «все эти предметы можно соединить вместе, потому что можно составить такой рассказ: «Папа пришел с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал ножом хлеба и стал вилкой есть картошку».
Задача №2
Какая мыслительная операция нарушена у испытуемого?
Испытуемого спрашивают: «Что такое треугольник?» он отвечает: «Треугольник из картона делают. Они разного цвета бывают».
Задача №3
Какая мыслительная операция нарушена у испытуемого?
Испытуемому дается задача на исключение лишнего предмета из следующих: лопата, грабли, носилки, машина. Испытуемый определяет лишний предмет (носилки), объясняя свое решение так: «Человек может собрать мусор граблями, лопатой погрузить в машину и увезти, а носилки можно не использовать, когда машина есть».
В этой задаче мы можем наблюдать нарушение мыслительной операции классификации у испытуемого. Классификация - это процесс разделения предметов, явлений или событий на группы с общими признаками. В данном случае испытуемый не провел классификацию предметов на группы, а объединил их вместе, создав придуманный сюжет. Например, испытуемый мог бы классифицировать предметы на кухонные инструменты (ложка, нож, вилка), продукты питания (яйцо, хлеб) и т.д. Вместо этого он создал фантастический рассказ, который не отражает классификацию по их существующим свойствам или категориям.
Задача №2:
В этой задаче мы можем наблюдать нарушение мыслительной операции определения у испытуемого. Определение - это процесс выявления основных теоретических характеристик или свойств предмета или понятия. В данном случае испытуемый дает неопределенное описание треугольника, не указывая его основных характеристик. Вместо этого, он говорит о его материале (картон) и цвете. Однако, для определения треугольника необходимо знать, что это геометрическая фигура, имеющая три стороны и три угла.
Задача №3:
В этой задаче испытуемый нарушил мыслительную операцию нахождения отличия или исключения из группы предметов. Он определил носилки как лишний предмет, объясняя свой выбор тем, что человек может использовать другие предметы (лопату, грабли, машину) для сбора и транспортировки мусора, а носилки не нужны, так как есть машина. Однако, для правильного решения задачи, необходимо было исключить предмет, который не связан и не несет функции в данной ситуации. В данном случае, носилки не являются инструментами для работы с мусором или его утилизации, поэтому они являются лишними в данной группе предметов.