В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов приводят перечень различений между формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная; внешняя и внутренняя; непосредственная и опосредствованная; произвольная и непроизвольная; творческая и репродуктивная; сознательная и бессознательная; индивидуальная и коллективная. Имеются различения и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная и т.д. Деятельность разделяют на исполнительную и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная или мыслительная). Наконец, можно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию осуществления, конечному результату, степени свободы в постановке целей, в выборе средств, в определении вида и характера результата. Ниже приведен список разнообразных форм человеческой деятельности. Опишите каждую из них с предложенного перечня. Пловец ставит мировой рекорд; ученый делает открытие; пастор читает проповедь пастве; школьник решает задачу в уме; политический деятель пишет мемуары; шестилетка учится писать; модельер создает новый стиль в одежде; изобретателю во сне приходит решение сложной проблемы; хозяйка переставляет мебель в квартире; рабочий вытачивает детали на станке; старушка завязывает узелок на память; первобытные люди охотятся на мамонта; художник пишет на пленэре; дачник копает участок; ребенок ходит во сне; подростки танцуют на дискотеке; студент сдает экзамен.
Формы деятельности отражают разнообразие способов, которыми люди проявляют свою активность и достигают определенных результатов. Формы деятельности могут быть материальными (такими, как труд, физические движения) и духовными (такими, как умственная работа, художественное творчество).
Виды деятельности, с другой стороны, определяются целями, мотивами, предметным содержанием и результатами самой деятельности. Виды деятельности могут быть учебными, игровыми, трудовыми, художественными, спортивными и т. д.
Теперь обратимся к описанию каждой формы человеческой деятельности из предложенного перечня:
1. Пловец ставит мировой рекорд: в данном случае мы имеем дело с спортивной деятельностью, которая включает в себя физическую активность в воде и стремление достичь максимального результата - побить рекорд.
2. Ученый делает открытие: это вид познавательной деятельности, где ученый проводит исследования и открывает новые научные факты, законы или идеи.
3. Пастор читает проповедь пастве: это форма духовной деятельности, где пастор обращается к верующим и передает им религиозные учения и ценности.
4. Школьник решает задачу в уме: это учебная деятельность, которая включает в себя творческую и интеллектуальную работу школьника по решению математической или логической задачи без использования дополнительных средств.
5. Политический деятель пишет мемуары: мемуары писать можно считать формой творческой деятельности, где политический деятель описывает свои политические деяния, события и размышления для будущих поколений.
6. Шестилетка учится писать: это учебная деятельность, где маленький ребенок осваивает письмо и развивает навыки письменной коммуникации.
7. Модельер создает новый стиль в одежде: это форма художественной деятельности, где модельер проявляет творчество и воображение, разрабатывая новые дизайны и стили в одежде.
8. Изобретателю во сне приходит решение сложной проблемы: это форма репродуктивной деятельности, где изобретатель получает осознание решения сложной проблемы во время сна, а не активно работает над ней в реальном времени.
9. Хозяйка переставляет мебель в квартире: это форма трудовой деятельности, где хозяйка физически меняет расположение мебели в своей квартире для улучшения организации пространства.
10. Рабочий вытачивает детали на станке: это также форма трудовой деятельности, где рабочий использует станок и инструменты для изготовления деталей в заводских условиях.
11. Старушка завязывает узелок на память: в данном случае мы видим форму ритуальной деятельности, где старушка завязывает узелок, чтобы запомнить или отметить что-то важное для нее.
12. Первобытные люди охотятся на мамонта: это форма трудовой деятельности первобытного человека, где охота на мамонтов являлась одним из основных способов получения пищи и выживания.
13. Художник пишет на пленэре: это форма художественной деятельности, где художник работает непосредственно в природе, чтобы передать ее красоту и особенности на своем художественном полотне.
14. Дачник копает участок: в данном случае мы видим форму трудовой деятельности, где дачник занимается физической работой на своем участке земли для создания сада или огорода.
15. Ребенок ходит во сне: хождение во сне является формой бессознательной деятельности, где ребенок перемещается или выполняет движения, сохраняющиеся из его дневной активности.
16. Подростки танцуют на дискотеке: это культурно-развлекательная деятельность, где подростки выполняют танцевальные движения на дискотеке.
17. Студент сдает экзамен: это учебная деятельность, где студент демонстрирует свои знания и умения в рамках экзамена.
Таким образом, каждая форма человеческой деятельности из приведенного перечня отличается своими характерными признаками, целями и результатами. Важно понимать, что разнообразие форм деятельности является неотъемлемой частью человеческого опыта и способствует нашему развитию и самореализации в различных сферах жизни.