В исследовании Фолькельта грудным детям предъявляли 4 молочные бутылки, различные по форме, но совершенно одинаковые в отношении остальных качеств. При этом только одна соска из 4-х, одетых на бутылочки, была с дырочкой и тем самым давала возможность получить молоко. В результате 2/3 из 29 исследованных детей в возрасте от 5 до 12 мес. научились выбирать бутылочку той формы, соска которой пропускала молоко. Дети уверенно выбирали свою бутылочку из 2-х и даже целой серии бутылочек.
В критических опытах "своя" бутылочка вообще не помещалась в поле зрения ребенка. Поведение ребенка производило впечатление поведения взрослого: ему, казалось, не хватало его бутылочки, он как будто искал ее (разочарованная заторможенность всех движений, взгляд блуждает, рука не порывается схватить).
Чем можно объяснить поведение ребенка в критических опытах?
Какой из компонентов отражения действительности играет решающую роль в дифференцировке формы: эмоциональный или интеллектуальный? Почему?
Компонент отражения действительности, который играет решающую роль в дифференцировке формы, скорее всего, является интеллектуальным. Это связано с тем, что ребенок осознает связь между формой бутылочки и возможностью получить молоко. Он наблюдает результат, когда берет бутылочку с правильной формой и получает молоко, и, таким образом, учится выбирать правильную форму.
Эмоциональный компонент, вероятно, также влияет, но не столь решающим образом. Ребенок, возможно, испытывает эмоциональное разочарование, не найдя свою бутылочку в критических опытах, но главное в его поведении - интеллектуальный аспект. Он ищет свою бутылочку и проявляет разочарованную торможенность движений, потому что он знает, что она должна быть там.
Итак, можно сделать вывод, что в данном случае интеллектуальный компонент отражения действительности играет решающую роль в дифференцировке формы бутылочки, так как ребенок осознает связь между формой и возможностью получить молоко. Эмоциональный компонент также играет свою роль, но второстепенную.