Ситуационные задачи: Ситуация 1. Василий добровольно вызвался участвовать в эксперименте по перцептивным суждениям. Он заходит в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор показывает всем карточку с отрезком прямой (отрезок X). Одновременно для сравнения он показывает другую карточку с тремя отрезками (отрезки Л, В, С). Задача Василия — определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.
Решение представляется Василию на удивление легким. Совершенно очевидно, что правильное решение — это отрезок В, и когда наступит черед Василия отвечать, он, конечно, именно его и назовет. Но сейчас не его очередь — молодой человек перед ним внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок С. Раскрыв рот, Василий смотрит на него с недоумением. «Как ему могло прийти в голову назвать С, когда любому дураку ясно, что должно быть В? — спрашивает себя Василий. — Он или слеп, или спятил». Тем временем наступает очередь второго участника, и он тоже выбирает отрезок С. Василий начинает ощущать себя Алисой в Стране чудес. «Что происходит? — продолжает он пытать себя, — неужели они оба слепы или сошли с ума?» А тут и третий участник выбирает отрезок С. И Василию ничего другого не остается, как еще раз внимательно приглядеться к отрезкам. «Может быть, единственный сумасшедший здесь — это я?» — бормочет про себя Василий. Четвертый участник тоже считает, что правильный ответ — это С. Наконец наступает очередь Василия. «Конечно С! — заявляет Василий. — Я с самого начала знал, что это С».
Вопросы:
• Что заставило описанного человека изменить свое мнение?
• Получил ли этот человек какую-то выгоду от своего поведения или оно ему избежать каких-то неприятных последствий?
• Было ли это решение сознательным?
• Было ли давление группы прямым?
• Поощрялось ли каким-то образом конформное поведение?
Ситуация 2. Студент по имени Иван и четверо его приятелей смотрят по телевизору предвыборные дебаты кандидатов в президенты. Речь одного из кандидатов производит на Ивана благоприятное впечатление: своей искренностью и открытостью, чувством юмора этот кандидат нравится ему больше, чем его оппонент. Когда выступление закопчено, один из приятелей Ивана говорит: «Ишь как соловьем заливается этот жулик! Народ ограбил, теперь можно и шуточки шутить». Остальные единогласно и быстро соглашаются с ним. Ивана эта ситуация озадачивает и даже слегка огорчает. В конце концов он говорит приятелям: «Да, действительно, он не производит впечатления честного человека. А я-то надеялся...». Впоследствии Иван голосует за того кандидата, который ему поправился с самого начала.
Вопросы:
• Что заставило Ивана изменить свое мнение, что на пего повлияло?
• Почему изменение мнения не привело к изменению поведения?
Ситуация 3. Павел, молодой отец семейства (жена и дети дошкольного возраста), имеет надежную, но малооплачиваемую работу. Денег семье хватает только на самое необходимое, они не могут позволить себе ничего лишнего. Он услышал от приятеля, работающего на бирже, что акции одной сравнительно малоизвестной компании могут вскоре в три раза подскочить в цене, если активизируются военные действия США с Ираном, или же значительно упасть — в противном случае. Сбережений у Павла нет, кредит ему не дают, взять денег взаймы не у кого. Чтобы вложить деньги в акции, ему придется заложить квартиру. Что вы можете посоветовать Павлу: рискнуть ему или нет?
Вопросы:
• Какова была ваша реакция на действия отступника (отвержение, враждебность)?
• Какие чувства он вызвал (антипатия)?
• Как можно назвать такую роль?