Решите психологическую задачу. Подростку 14 лет. Его родители очень рады, что он у них такой послушный, спокойный, совсем не похожий на своих ровесников. Он чаще сидит за уроками, а также играется «солдатиками». Со сверстниками общается редко.
Интерпретируйте поведение этого подростка с точки зрения периодизации психического развития (по Д.Б. Эльконину и по Э. Эриксону).
ДАРОВА привет всем :]
^-^
Объяснение:
Итак, в задаче речь идет о подростке, который мало общается со сверстниками, предпочитает проводить время за уроками и играть в "солдатиков", и родители отмечают его послушность и спокойствие в отличие от его ровесников.
Чтобы ответить на вопрос и интерпретировать это поведение, нам понадобится знание о периодизации психического развития с точки зрения двух великих ученых - Д.Б. Эльконина и Э. Эриксона.
Давайте сначала разберемся с периодизацией психического развития по Д.Б. Эльконину. Согласно его теории, в период детства (до 7 лет) доминирует предметная деятельность и ребенок воспринимает мир через игру и воображение. В период младшего школьного возраста (7-11 лет) происходит влияние социальной среды, и дети начинают играть в "папу и маму" или "войнушку", что отражает новые интересы и понимание межличностных отношений. А вот с конца младшего школьного возраста и во время подросткового возраста (11-14 лет) происходят качественные изменения в психическом развитии, связанные с бурными изменениями в организме и изменением социализации. Здесь подросток начинает чувствовать себя членом общества, формируются интересы и значение сверстников.
Теперь перейдем к периодизации психического развития по Э. Эриксону. Он описал восемь этапов психосоциального развития, где каждый этап характеризуется конкретным кризисом или задачей.
Наиболее релевантными для нашей задачи являются два этапа: этап соотношения доверия и недоверия (0-1,5 лет) и этап признания автономии и сомнении (2-4 года). На первом этапе, ребенок формирует базовое ощущение доверия к окружающим людям, а на втором этапе он становится более самостоятельным и активно исследует мир. Как мы знаем, наш подросток уже не находится в этих возрастных периодах.
Теперь, основываясь на периодизации психического развития по Эльконину и Эриксону, мы можем понять поведение подростка из задачи. Учитывая, что родители отмечают его послушность, спокойствие и отсутствие активного общения со сверстниками, можно предположить, что подросток находится в процессе формирования своей личности и проявляет интерес и удовлетворение в учебе, которая помогает ему установить контроль над окружающим миром. Более того, игры "солдатики" могут быть связаны с его стремлением к ощущению силы, ответственности и справедливости.
Однако, одиночество и редкое общение со сверстниками могут сигнализировать о возможных проблемах в социализации. Может быть, у подростка возникли затруднения в установлении доверительных отношений с другими людьми своего возраста или у него низкая самооценка.
В заключении, поведение подростка может быть интерпретировано как следующее: он находится в важном периоде своего психического развития, где происходят изменения в индивидуальности и социализации. Его увлечение учебой и играми "солдатиками" свидетельствует о его стремлении контролировать окружающий мир и установить свою самооценку. Однако, отсутствие активного общения со сверстниками может указывать на проблемы в социализации, требующие внимания и поддержки окружающих.
Надеюсь, что я ответил на ваш вопрос максимально подробно и обстоятельно. Если у вас остались вопросы или нужно что-то прояснить, пожалуйста, обратитесь ко мне. Спасибо за внимание!