Психология
Задание 1. Определите, какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
1. -студент без интереса пишет реферат по заданной теме;
2. -на интересной лекции в дверь неожиданно громко постучали;
3. -учитель географии, рассказывая о реках, показывает их на карте;
4. -студент обдумывает заключение своей курсовой;
5. -преподаватель приводит интересные факты из жизни ученого, связанные с его открытием;
6. -после звонка в класс вошел новый учитель (ученик);
7. -у соседа по парте появился новый «крутой» сотовый телефон;
8. -выпускник усиленно готовится к экзамену;
9. -сидя на лекции, студенты слышат громкую музыку, доносящуюся из окна;
10. -первоклассники получают задание рассмотреть картинку и перечислить те предметы, изображенные на ней, название которых начинается на букву «Л»;
11. -ученикам нужно небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные;
12. -рабочую тишину в аудитории нарушают звуки припаркованного во дворе автомобиля;
13. -учитель химии во время демонстрации опыта говорить ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться;
14. -перед объяснением нового материала преподаватель предупреждает студентов, что тема очень сложная;
15. -занятие по истории Великой Отечественной войны проходит в музее, где рассказ сопровождается показом оружия, обмундирования, наград и т.д.
Задание 2. Выделите особенности, которые характерны:
1) Для ощущения.
2) Для восприятия.
1. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.
2. Это отражение отдельных свойств предмета.
3. Для этого процесса необходима встречная активность.
4. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.
5. Эта складывается в течение всей жизни.
6. Эта дана с рождения.
7. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.
8. Этот процесс связан с мышлением.
2. Вид внимания: Селективное внимание. Громкий стук в дверь нарушает восприятие и внимание студента, который находится в состоянии интереса и активно слушает лекцию.
3. Вид внимания: Зрительное внимание. Учитель, рассказывая о реках и одновременно показывая их на карте, привлекает внимание студентов к визуальной информации.
4. Вид внимания: Абстрактное внимание. Студент анализирует и обдумывает материал, чтобы сформулировать заключение своей курсовой работы.
5. Вид внимания: Эмоциональное внимание. Преподаватель привлекает внимание студентов, рассказывая интересные факты из жизни ученого, что вызывает эмоциональный отклик.
6. Вид внимания: Автоматическое внимание. Ученик обратил внимание на появление нового учителя (ученика) после звонка в класс.
7. Вид внимания: Сопереживающее внимание. У соседа по парте появился новый «крутой» сотовый телефон, что привлекает внимание соседнего ученика.
8. Вид внимания: Целенаправленное внимание. Выпускник сосредоточенно готовится к экзамену, сосредоточивая свое внимание на изучении необходимого материала.
9. Вид внимания: Селективное внимание. Студенты сталкиваются с отвлекающим фактором - громкой музыкой из окна, что негативно влияет на их способность сосредоточиться на лекции.
10. Вид внимания: Пассивное внимание. Первоклассники выполняют задание, рассматривая картинку и перечисляя предметы, что требует от них внимания, но не активного поиска информации.
11. Вид внимания: Речевое внимание. Ученикам нужно слушать рассказ и одновременно запоминать встретившиеся в нем прилагательные, что требует от них сосредоточенности и умения языкового восприятия.
12. Вид внимания: Селективное внимание. Звуки припаркованного автомобиля нарушают рабочую тишину и отвлекают студентов от выполнения задания, требующего их сосредоточенности.
13. Вид внимания: Фокусированное внимание. Учитель предупреждает учеников о том, что в результате демонстрации опыта окраска раствора в пробирке изменится, чтобы все обратили на это особое внимание.
14. Вид внимания: Целенаправленное внимание. Преподаватель предупреждает студентов о сложности нового материала, чтобы они смогли приложить свое максимальное внимание к его усвоению.
15. Вид внимания: Образное внимание. Занятие проходит в музее, где студенты могут видеть и ощущать физические объекты связанные с материалом, что активно привлекает их визуальное и тактильное внимание.
Задание 2:
1) Для ощущения:
- Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики. (Моторный компонент включается в процесс ощущения).
- Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики. (Для ощущения требуется встречная активность).
- Это отражение отдельных свойств предмета.
2) Для восприятия:
- Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.
- Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.
- Эта складывается в течение всей жизни.
- Этот процесс связан с мышлением.