Прочтите фрагменты из сочинений И. Канта и ответьте на во Во Каков предмет трансцендентальной философии?
2. В каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума?
3. Что означает «критика» чистого разума?
4. Какой разум Кант называет «чистым»?
5. Какую духа Кант ставит в центр своих философских исследований?
«Наш век не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий — за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания — не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.
Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение во о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов…
Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Разум есть дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания… Мы можем назвать науку, лишь рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума. Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума…, она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений… Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не только предметами, сколько видами нашего познания, предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.
Таким образом, трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания».
Второй фрагмент отвечает на вопрос о том, в каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума. Кант утверждает, что трансцендентальная философия является пропедевтикой, то есть введением или подготовкой, к разуму, который основан на чистых принципах, не связанных с опытом. Она помогает разуму разобраться в его источниках, границах и способах функционирования, чтобы обеспечить четкое и безошибочное познание.
Третий фрагмент отвечает на вопрос о том, что означает "критика" чистого разума. Кант утверждает, что "критика" здесь не означает критику книг или систем мысли, а критику разума в целом. Критика чистого разума позволяет выявить возможности и ограничения метафизики (науки о первоосновах мира и бытия) на основе принципов и законов самого разума. Она помогает определить, какие знания возможны без опыта и принципы, которые лежат в основе этих знаний.
Четвертый фрагмент отвечает на вопрос о том, какой разум Кант называет "чистым". Кант называет разум "чистым", когда он содержит принципы, которые являются априорными знаниями, то есть знаниями, которые мы имеем без необходимости в опыте. Чистый разум специализируется на исследовании этих принципов и их источников, а также определении их границ.
Пятый фрагмент отвечает на вопрос о том, какую душу Кант ставит в центр своих философских исследований. Кант считает, что разум является центром его философских исследований. Он утверждает, что наш современный век требует от разума самопознания и учреждения суда, который бы отображал справедливые требования разума и освобождал его от неправомерных претензий. Кант верит, что критика чистого разума может служить этой цели, освобождая наш разум от заблуждений и помогая ему получить четкое и надежное познание.
Таким образом, из этих фрагментов мы можем сделать выводы о предмете трансцендентальной философии, ее роли в пропедевтике чистого разума, значении "критики" чистого разума, определении "чистого" разума Канта и ориентации Канта на изучение разума в своих философских исследованиях.