Прочитайте описание представленных ситуаций (обозначены буквами) и соотнесите данные примеры с названиями коммуникативных барьеров, которые они иллюстрируют. Почему вы так считаете?
А) филолог слышит узкопрофильный разговор двух математиков, с трудом понимая его содержание;
Б) ребенок возрастом полутора лет взрослого дать ему «иоку». Взрослый не понимает, чего хочет ребенок; Семантический (смысловой) барьер. Взрослый не понимает ребёнка из-за
В) старший брат – студент пересказывает содержание сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке своему младшему брату: «Показ Пушкиным поимки золотой рыбки, обещавшей, при условии ее освобождения, значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет очень важное значение. Не менее важны и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и оскорблявших его достоинство, принудили его к повторной встрече с рыбкой, посвященной во о старом корыте»;
Г) турист, недавно прибывший в город для осмотра достопримечательностей, спрашивает прохожего, как ему пройти к станции метро. При описании машрута прохожий говорит: "Идите прямо триста метров, повернете налево, еще через 500 метров увидите светофор, рядом со светофором магазин «Цветы». Справа от магазина в 200 метрах подземный переход, в нем переход на станцию метро". Турист не разобрался в такой схеме и обратился к следующему прохожему, который пояснил ему: «Идите вот так (жестом указывая направление), затем повернете, там увидите, как все идут в переход – вам туда на метро";
Причина такого барьера заключается в специфической терминологии и сложном языке, который используют математики при общении. Филолог не обладает таким же знанием и пониманием математических терминов, поэтому ему сложно разобраться в сути разговора.
Б) Пример Б иллюстрирует семантический (смысловой) барьер.
Взрослый не может понять, что хочет ребенок, потому что он не понимает, что означает слово "иока" или "иоку". Для взрослого это незнакомое слово, поэтому возникает проблема в коммуникации.
В) Пример В иллюстрирует лингвистический барьер.
Младший брат, вероятно, не имеет достаточного знания русского языка и не может полностью понять пересказ старшего брата. Сложные и непонятные конструкции предложений, использование сложных слов и вульгаризмов могут стать препятствием для понимания содержания сказки.
Г) Пример Г иллюстрирует культурный барьер.
Неопытный турист, только что прибывший в город, не может разобраться в описании маршрута к станции метро из-за незнания местных ориентиров. Прохожий использовал описание, основанное на местных объектах и ориентирах, которые не известны туристу.