Назовите основные философские идеи канта

ostapsheremetaoooo ostapsheremetaoooo    2   09.09.2019 17:30    0

Ответы
shabalin06 shabalin06  07.10.2020 03:44
Философские взгляды Канта определенную эволюцию и выделяют два основных периода его творчества:

- докритический период — 50—60-е годы XVIII ст., когда его интересовали преимущественно проблемы мироздания и он выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ, материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от по­ложения Луны, а также — научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из га­зовой туманности (знаменитая работа «Все­общая естественная история и теория Неба» — 1755 г.). Основная проблема этого периода: как на основе рассмотрения только физических сил и процессов объяснить современное состояние Космоса;

- критический период — 70—80-е гг. – когда происходит ради­кальная переориентация его интересов на проблемы человека, нравственности, познания. Главные работы этого периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разу­ма» (1788 г.), «Критика суждения» (1790 г.). Основные вопросы этого периода: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?»

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения на первом плане было учение о бытии — онтология. Философы Нового Времени перенесли акцент на общие проблемы гносеологии, но при анализе вопроса о взаимодействии субъекта и объекта предшественники Канта акцентировали внимание на анализе объекта познания. Он же делает предметом философии специфику познающего субъекта; который и определяет познания.

Кант разделяет философию на теоретическую и практическую. Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, законов человеческого разума и его границ. В «Критике чистого разума» философ сформулировал свой знаменитый вопрос: «Что я могу знать?» – и попытался средствами разума обосновать условия и возможности человеческого познания.

Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, априорные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка. По Канту, знание, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: суще­ствуют вещи сами по себе; они, воздействуя на органы чувств человека, порождают многообразные хаотические ощущения, которые упорядочиваются априорными формами чувственности — пространством и временем; вещи сами по себе через каналы органов чувств, фор­м чувственности и рассудка становятся достоянием созна­ния субъекта, “являются ему”, и он может делать о них определенные умозаключения.

Вещи, как они сущест­вуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по его мнению, может знать только явле­ния. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их каче­ства и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Вещи сами по себе для человека ста­новятся “вещами в себе”, непознанными, нерас­крытыми. Такая позиция Канта дала основание говорить о его агностицизме (от греч. а – отрицание, gnosis – знание).

Высшая субъекта – разум; только ему может быть доступен умопостигаемый мир — то, что находится за пределами опыта: «Бог», «мир в целом», «душа», «свобода». Рассудок же, стремясь к абсолютному знанию, выходит за пределы опыта, впадает при этом в иллюзии, запутывается в противоречиях — антиномиях разума. Антиномии – это исключающие друг друга, но в то же время в равной степени обоснованные суждения. Кант приводит четыре таких антиномии:

1. Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и в простран­стве. Антитезис: Мир во времени и в пространстве бесконечен.

2. Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно.

3. Тезис: В мире существуют свободные причины. Антитезис: Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы.

4. Тезис: В ряду причин мира есть некая необходимая сущность. Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно.


ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Психология