Феномены Пиаже в моей практике В книге Звонкина описан известный эксперимент Пиаже о том, что до определённого возраста дети не вполне понимают, что значит слово "больше" в применении к разным предметам, и сравнивают предметы не по количеству, а по занимаемому месту в пространстве. Я пробовала проверять на своих собственных детях, но они на такую штуку не ловились. Хотя многие дети 3-4 лет ловятся. Недавно я имела шанс в этом очередной раз убедиться.
При объяснении математики, при постановке задачи мы пользуемся языком, словесными формулировками, и дети до определённого возраста понимают слова не в точности так, как мы того хотели.
Зачастую дети понимают слишком буквально. Примеров из жизни можно привести множество.
Например, мой любимый пример: папа с четырёхлетним мальчиком идёт гулять. Лифт останавливается на первом этаже, и папа командует: "Ну всё, Влад, приехали. Выползай!"
Мальчишка тут же плюхается на коленки и выползает из лифта.
Мы смеёмся такому буквальному пониманию шуток, а дети могут всерьёз испугаться, услышав, как кто-то "умирает от усталости" или кто-то говорит, что "у меня уже ноги отваливаются".
С формулировками задач и вопросов происходит то же самое: мы не можем быть уверены, что у всех детей достаточный уровень владения языковыми формулировками, и поэтому некоторые простые задачи они не понимают.
У Звонкина описан эксперимент с монетами и спичками, выложенными в два параллельных ряда. Пока монеты лежат напротив спичек, парами, дети уверенно говорят, что их поровну. А когда один из рядов раздвигают пошире, то говорят "А теперь в этом ряду стало больше!" Они не вполне понимают пока, в какой ситуации их спрашивают про "больше по площадки", а в какой - "больше по количеству". Эти понятия долгое время смешиваются и путаются у некоторых детей. И со временем сами встают по своим местам, без специальных занятий. Просто такой этап развития.
В Омске у меня была группа шестилеток, весьма толковых и сообразительных.
В книге Звонкина описан известный эксперимент Пиаже о том, что до определённого возраста дети не вполне понимают, что значит слово "больше" в применении к разным предметам,
и сравнивают предметы не по количеству,
а по занимаемому месту в пространстве.
Я пробовала проверять на своих собственных детях, но они на такую штуку не ловились.
Хотя многие дети 3-4 лет ловятся.
Недавно я имела шанс в этом очередной раз убедиться.
При объяснении математики,
при постановке задачи мы пользуемся языком,
словесными формулировками,
и дети до определённого возраста понимают слова не в точности так, как мы того хотели.
Зачастую дети понимают слишком буквально.
Примеров из жизни можно привести множество.
Например, мой любимый пример:
папа с четырёхлетним мальчиком идёт гулять.
Лифт останавливается на первом этаже, и папа командует:
"Ну всё, Влад, приехали. Выползай!"
Мальчишка тут же плюхается на коленки и выползает из лифта.
Мы смеёмся такому буквальному пониманию шуток, а дети могут всерьёз испугаться, услышав, как кто-то "умирает от усталости" или кто-то говорит, что "у меня уже ноги отваливаются".
С формулировками задач и вопросов происходит то же самое:
мы не можем быть уверены, что у всех детей достаточный уровень владения языковыми формулировками,
и поэтому некоторые простые задачи они не понимают.
У Звонкина описан эксперимент с монетами и спичками, выложенными в два параллельных ряда.
Пока монеты лежат напротив спичек, парами, дети уверенно говорят, что их поровну.
А когда один из рядов раздвигают пошире, то говорят "А теперь в этом ряду стало больше!"
Они не вполне понимают пока, в какой ситуации их спрашивают про "больше по площадки",
а в какой - "больше по количеству".
Эти понятия долгое время смешиваются и путаются у некоторых детей.
И со временем сами встают по своим местам, без специальных занятий.
Просто такой этап развития.
В Омске у меня была группа шестилеток,
весьма толковых и сообразительных.