родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих в великобритании, был философ фрэнсис бэкон (1561–1626). как и большинство мыслителей протестантской ориентации, бэкон, считая философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и науки, как ее понимали в средние века. цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. общая всех наук — увеличение власти человека над природой. те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. подобный подход был характерен для античности. бэкон резко осуждает такое понимание науки. наука — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей. «…речь идет, — говорил бэкон, имея в виду назначение науки, — не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе и практике. ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и не может. никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей. итак, два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине в одном и том же…». бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
в этом стремлении обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений, которые нам открывают чувства, сказалась как общая духовная атмосфера капитализма, так и, в частности, протестантизм. именно в протестантизме, начиная с самих его основателей — мартина лютера и жана кальвина, акцент ставится на невозможность с разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, поскольку трансцендентный бог составляет предмет веры, а не знания. лютер был резким критиком схоластики, которая, по его мнению, пыталась с разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступных только вере. разведение веры и знания, характерное для протестантизма в целом, к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром «земных вещей». под этим понималось прежде всего практически ориентированное познание природы.
отсюда уважение к любому труду — как крестьянскому, так и ремесленному, как к деятельности предпринимателя, так и к деятельности землекопа. отсюда же вытекает и признание особой ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. особенно ярко все это видно именно у бэкона. он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. знание, не приносящее практических плодов, бэкон считает ненужной роскошью.
ответ:
объяснение:
родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих в великобритании, был философ фрэнсис бэкон (1561–1626). как и большинство мыслителей протестантской ориентации, бэкон, считая философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и науки, как ее понимали в средние века. цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. общая всех наук — увеличение власти человека над природой. те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. подобный подход был характерен для античности. бэкон резко осуждает такое понимание науки. наука — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлении ради использования этих явлении для блага людей. «…речь идет, — говорил бэкон, имея в виду назначение науки, — не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе и практике. ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и не может. никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей. итак, два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине в одном и том же…». бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
в этом стремлении обратить взор науки к земле, к познанию природных явлений, которые нам открывают чувства, сказалась как общая духовная атмосфера капитализма, так и, в частности, протестантизм. именно в протестантизме, начиная с самих его основателей — мартина лютера и жана кальвина, акцент ставится на невозможность с разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, поскольку трансцендентный бог составляет предмет веры, а не знания. лютер был резким критиком схоластики, которая, по его мнению, пыталась с разума дать рациональное обоснование истин откровения, доступных только вере. разведение веры и знания, характерное для протестантизма в целом, к сознательному стремлению ограничить сферу применения разума миром «земных вещей». под этим понималось прежде всего практически ориентированное познание природы.
отсюда уважение к любому труду — как крестьянскому, так и ремесленному, как к деятельности предпринимателя, так и к деятельности землекопа. отсюда же вытекает и признание особой ценности всех технических и научных изобретений и усовершенствований, которые способствуют облегчению труда и стимулируют материальный прогресс. особенно ярко все это видно именно у бэкона. он ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов. знание, не приносящее практических плодов, бэкон считает ненужной роскошью.