ИДЕТ ЭКЗАМЕН КАК ПОСТУПИТЬ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ? Ситуация №14 Неуверенный ученик. Педагог просит тянущего руку учащегося начать объяснение выполненного задания. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Педагог ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, педагогу, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик продолжает дальше объяснять алгоритм выполнения задания. Потом замолкает и тихо плачет.
Первым шагом я подойду к мальчику и дам ему немного времени, чтобы успокоиться и восстановить дыхание. Я скажу ему, что я понимаю, что ему нелегко и что я здесь, чтобы помочь ему успешно завершить задание. Я объясню, что важно не только правильное решение, но и наше общение.
Затем я предложу мальчику использовать другой метод коммуникации, чтобы он мог объяснить свое решение без заикания. Например, я предложу ему нарисовать или написать свои мысли. Мы можем использовать доску или лист бумаги. Это поможет ему сосредоточиться на своих идеях и уберечь его от возникновения страха перед оценкой со своей стороны.
В то время, как мальчик будет рисовать или писать, я поддерживающе отвечу на вопросы класса и успокою других учеников. Я объясню, что каждый из нас иногда испытывает некоторые трудности, и что мы должны быть добрыми и поддерживать друг друга, вместо того, чтобы вызывать смех или стыдить других.
После того, как мальчик закончит объяснение на бумаге, я предложу ему поделиться своими мыслями устно, если он чувствует себя комфортно. Я подчеркну, что у нас в классе нет места для страха и затравки, и что мы все вместе работаем над созданием дружественной и поддерживающей атмосферы.
Даже если мальчик не сможет сразу выразить все свои мысли устно, я буду ему полностью поддерживать и помогать ему преодолевать страх путем постепенного рассказа или сокращенного объяснения. Я применю принцип позитивной обратной связи, подчеркивая и поощряя его старания и прогресс.
После урока я возьму мальчика в сторону и поговорю с ним отдельно. Я подчеркну, что я горжусь его усилиями, и что я обратилость особое внимание на то, что произошло в классе. Я пообщаюсь с ним о его чувствах и обсудим, как лучше справиться с похожими ситуациями в будущем. Также я уточню, что всегда готов помочь и поддержать его в процессе обучения.
В дальнейшем я буду продолжать работать с мальчиком над укреплением его уверенности и развитием его коммуникативных навыков. Я буду внимательным и терпеливым, создавая условия, в которых он сможет без страха и с блеском демонстрировать свои знания и мысли.
В итоге, важно помнить, что каждый ученик уникален и имеет свои особенности и потребности. В роли педагога, наше задание – создать безопасное и вдохновляющее обучающее пространство для каждого ученика, где они могут развиваться и процветать.