8. При изучении детей к сочувствию и сопереживанию
была использована большая кукла, в которую вмонтирован динамик, а в
карман фартука положили конфету. Ребёнок, играя с куклой, обнаруживал
конфету, доставал. разворачивал и собирался полакомиться. Но в этот
момент экспериментатор включал магнитофон с записью подлинного
детского плача, которым кукла реагировала на действия ребёнка. Поведение
детей в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей было
различным: одни дети, не обращая внимания на плач, спокойно съедали
конфету, другие бросали конфету и убегали, третьи пытались засунуть
конфету обратно.
9.Этот метод применяется при изучении взаимоотношений,
складывающихся между детьми, положения, которое занимает каждый
ребёнок в группе сверстников. Школьникам обычно раздают анкеты с рядом
вопросов типа:
- С кем ты хочешь пойти в турпоход?
- С кем ты хочешь сидеть за одной партой?
- Кого бы ты пригласил на день рождения?
По результатам выборов можно установить, какие дети в группе
наиболее популярны (получили больше всех выборов), какие менее, кто с кем
дружит или хотел бы дружить.
10. Исследователя интересовало отношение ребёнка к школе. Были
подготовлены соответствующие вопросы:
- Хорошо ли тебе в классе?
- Ссоритесь ли вы?
- Кто с тобой играет?
- С кем бы ты хотел играть?
- Можно ли про ваш класс сказать, что он дружный?
Мнение каждого ребёнка об особенностях взаимоотношений между
детьми выясняли, применяя метод... .
применяя метод самовнушения.