18.Сравните идею свободного образования Л.Н.Толстого с идеей естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Есть ли между ними что-нибудь общее? Какая из них вам кажется наиболее продуктивной и почему? 19.В чём состоит значение педагогических идей Л.Н.Толстого для понимания реальных проблем и противоречий процесса образования?
20.Какие представители отечественной педагогической мысли содействовали своей теоретической и практической деятельностью осуществлению прогрессивных реформ в образовании и противостояли проведению реакционных контрреформ в рассматриваемую эпоху?
18. Сравнение идеи свободного образования Л.Н.Толстого и идеи естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо:
Лев Толстой и Жан-Жак Руссо, оба были выдающимися мыслителями и педагогами своего времени. Их идеи имели сходства и отличия.
Идея свободного образования Л.Н. Толстого строится на положении о том, что каждый ребенок обладает индивидуальными способностями и чтобы развить их, ему нужно предоставить полную свободу в выборе предметов для изучения и их методов. Толстой считал, что учитель должен только помогать ребенку в его учебной деятельности и не вмешиваться в его выбор. Он считал, что взрослые должны уважать ребенка и его внутренний мир.
Идея естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо основана на предположении о том, что ребенок природным образом обладает доброй натурой и воспитание должно основываться на доверии к природным порывам и стремлениям ребенка. Руссо подчеркивал важность непосредственного контакта с природой для развития ребенка, а также необходимости избегать строгих правил и ограничений.
Общее между идеями Толстого и Руссо заключается в понимании важности индивидуального развития каждого ребенка и его естественных потребностей, а также в идеях свободы и уважения к ребенку в процессе образования.
19. Значение педагогических идей Л.Н.Толстого для понимания реальных проблем образования:
Л.Н. Толстой оказал значительное влияние на педагогическую мысль и его идеи до сих пор актуальны. Одной из главных ценностей его подхода является уважение к индивидуальности каждого ребенка. Толстой считал, что ребенок должен учиться по своим способностям и интересам, а учитель должен быть гибким и поддерживающим, а не стремиться привести ребенка к стандартным требованиям.
Толстой также подчеркивал значение практической деятельности и опыта для образования. Он считал, что ребенок должен учиться через дело, через собственный опыт, а не только через учебники и лекции. Это стало основой для развития методов активного и практического обучения в современной педагогике.
20. Представители отечественной педагогической мысли, содействовавшие осуществлению прогрессивных реформ и противостоящие проведению реакционных контрреформ:
Здесь можно упомянуть следующих представителей:
- Константин Дмитриевич Ушинский, который внес большой вклад в развитие образования и педагогической мысли в России. Он уделял особое внимание практической образовательной деятельности, свободе мысли и нестандартным методам обучения.
- Александр Иванович Герцен, писатель и мыслитель, который активно выступал против запретов и ограничений в образовании, пропагандировал свободное образование и самообразование.
- Николай Петрович строки, выдающийся педагог и медик, который разработал принципы нравственного и физического воспитания, подчеркивал значение практической деятельности и опыта для образования.
- Сергей Алексеевич Макаренко, основоположник коллективного метода обучения и воспитания, который признавал важность сотрудничества между учителями и учениками, создания коллективов, основанных на взаимопомощи и взаимодействии.
Все эти педагогические мыслители содействовали осуществлению прогрессивных реформ в образовании, нацеленных на развитие индивидуальности ребенка, его практического опыта и свободы мысли. Они также противостояли проведению реакционных контрреформ, направленных на ограничение свободы образования и принуждение к стандартным требованиям.
Надеюсь, что эти пояснения помогут вам понять основные идеи и понятия, которые связаны с каждым из этих вопросов. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать их.