Некоторые люди ошибочно считают, что нравственность имеет значение лишь для жизни в ином мире, а в этом мире она не играет какой-либо значительной роли. По их словам выходит, что человек, который старается приобрести добрый нрав, пожнет плоды своего старания лишь после смерти. А в этой жизни он не получит никакой выгоды от своих трудов.
На самом деле это мнение является большой ошибкой. Большинство нравственных качеств, даже можно сказать все они, оказывают огромное воздействие на пребывание человека в этом мире. И даже больше. Не только на одного человека, а на все общество. Если в обществе пропадает ценность нравственности, то это общество начинает разлагаться и, в конце концов, погубит себя. Если взглянуть на историю человечества, то мы обнаружим огромное количество примеров того, как различные нации погибали и исчезали. И одной из важнейших причин их исчезновения является забвение нравственности. Когда народ не призывает друг друга к добру и не удерживает от зла, в обществе увеличивается обман, разврат, воровство. Обманом к власти приходят безнравственные люди, и тогда народ начинает страдать еще больше. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в одном из преданий сказал: «Пока люди поощряют друг друга к благому и удерживают от дурного, и отличаются добродетелью и благочестием, то они будут жить в счастье и благе. Но если они перестанут делать это, то лишатся всех благ, и некоторые из них начнут угнетать других. И тогда не будет для них ни на небе, ни на земле» (Тахзиб аль-Ахкам).
Поэтому исламская религия утверждает, что между нравственностью и жизнью человеческого общества в этом мире существует очень тесная связь. Всякий раз, когда члены общества будут обладать добрым нравом, их мирская жизнь будет лишь улучшаться. Но если они забудут про нравственность и повернуться к дурным деяниям, то страдать будет все общество. Для того чтобы человек не забывал о нравственности, родители должны прививать ее своим детям с самого детства.
«Один из богатых князей был другом императора Византии. Без его совета он не выполнял никакого дела. Однажды он послал к императору гонца, для того чтобы посоветоваться с ним о своих детях. В своем письме князь написал: «Я задумался о будущем моих детей. Для каждого из своих сыновей и дочерей я оставил большое наследство, чтобы в будущем они ни в чем не нуждались. Что вы думаете об этом?»
Император написал ему в ответ: «Нам всем кажется, что лишь богатство принесет счастье нашим детям, но очень часто богатство несет с собой лишь горе его обладателю и окружающим. Наилучшая услуга, которую ты можешь оказать своим детям, это привить им добрый нрав и благочестие. Добрый нрав продлевает жизнь империй в этом мире, и служит прощением грехов в следующем».
Многочисленные аяты Священного Корана указывают на связь, которая существует между жизнью человека в этом мире и наличием у него нравственности, или же ее отсутствием. В одном из аятов говорится: «Если бы жители этих селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними врата блага с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы наказали их за то, что они совершали» (Сура «Преграды» аят 96).
Данный аят говорит о том, что вера и богобоязненность, которые являются почвой для появления доброго нрава, служат причиной ни благ от Аллаха. Если люди всем сердцем уверуют в истинную религию, будут богобоязненны и благочестивы, то Аллах обещает им изобилие благ. И наоборот, их отсутствие веры и благочестия влечет лишь наказание Всевышнего. Всякий раз, когда люди будут обладать верой и добрым нравом, то Аллах ниспошлет им множество милостей и в этой жизни, и в следующей. Имам Али (да будет мир с ним) сказал: «Сокровища этого мира спрятаны в добром нраве» (Бихар аль-Анвар). Этот же Имам сказал в другом предании: «Если человек обладает дурным нравом, то его удел уменьшится» (Гурар аль-Хикам).
На самом деле это мнение является большой ошибкой. Большинство нравственных качеств, даже можно сказать все они, оказывают огромное воздействие на пребывание человека в этом мире. И даже больше. Не только на одного человека, а на все общество. Если в обществе пропадает ценность нравственности, то это общество начинает разлагаться и, в конце концов, погубит себя. Если взглянуть на историю человечества, то мы обнаружим огромное количество примеров того, как различные нации погибали и исчезали. И одной из важнейших причин их исчезновения является забвение нравственности. Когда народ не призывает друг друга к добру и не удерживает от зла, в обществе увеличивается обман, разврат, воровство. Обманом к власти приходят безнравственные люди, и тогда народ начинает страдать еще больше. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в одном из преданий сказал: «Пока люди поощряют друг друга к благому и удерживают от дурного, и отличаются добродетелью и благочестием, то они будут жить в счастье и благе. Но если они перестанут делать это, то лишатся всех благ, и некоторые из них начнут угнетать других. И тогда не будет для них ни на небе, ни на земле» (Тахзиб аль-Ахкам).
Поэтому исламская религия утверждает, что между нравственностью и жизнью человеческого общества в этом мире существует очень тесная связь. Всякий раз, когда члены общества будут обладать добрым нравом, их мирская жизнь будет лишь улучшаться. Но если они забудут про нравственность и повернуться к дурным деяниям, то страдать будет все общество. Для того чтобы человек не забывал о нравственности, родители должны прививать ее своим детям с самого детства.
«Один из богатых князей был другом императора Византии. Без его совета он не выполнял никакого дела. Однажды он послал к императору гонца, для того чтобы посоветоваться с ним о своих детях. В своем письме князь написал: «Я задумался о будущем моих детей. Для каждого из своих сыновей и дочерей я оставил большое наследство, чтобы в будущем они ни в чем не нуждались. Что вы думаете об этом?»
Император написал ему в ответ: «Нам всем кажется, что лишь богатство принесет счастье нашим детям, но очень часто богатство несет с собой лишь горе его обладателю и окружающим. Наилучшая услуга, которую ты можешь оказать своим детям, это привить им добрый нрав и благочестие. Добрый нрав продлевает жизнь империй в этом мире, и служит прощением грехов в следующем».
Многочисленные аяты Священного Корана указывают на связь, которая существует между жизнью человека в этом мире и наличием у него нравственности, или же ее отсутствием. В одном из аятов говорится: «Если бы жители этих селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними врата блага с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы наказали их за то, что они совершали» (Сура «Преграды» аят 96).
Данный аят говорит о том, что вера и богобоязненность, которые являются почвой для появления доброго нрава, служат причиной ни благ от Аллаха. Если люди всем сердцем уверуют в истинную религию, будут богобоязненны и благочестивы, то Аллах обещает им изобилие благ. И наоборот, их отсутствие веры и благочестия влечет лишь наказание Всевышнего. Всякий раз, когда люди будут обладать верой и добрым нравом, то Аллах ниспошлет им множество милостей и в этой жизни, и в следующей. Имам Али (да будет мир с ним) сказал: «Сокровища этого мира спрятаны в добром нраве» (Бихар аль-Анвар). Этот же Имам сказал в другом предании: «Если человек обладает дурным нравом, то его удел уменьшится» (Гурар аль-Хикам).