Задание 3. Прочитайте высказывание известного философа XIX в. В. С. Соловьева. Вспомните материал по истории XIX в. Какие события позволили автору утверждать, что «принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей»? Как, по мнению автора, изменяется сущность национальной идеи? В каком случае она имеет положительную окраску, а в каком — отрицательную?
«Разделение людей на племена и нации, ослабленное до некоторой степени великими мировыми религиями и замененное делением на более широкие и более подвижные группы, возродилось в Европе с новой силой и стало утверждаться как сознательная и систематическая идея с начала истекающего (XIX) столетия... После наполеоновских войн принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей...
...Национальная идея заслуживает всякого уважения и симпатии, когда во имя ее защищались и освобождались народности слабые и угнетенные: в таких случаях принцип национальности совпадал с истинной справедливостью... Но, с другой стороны, это возбуждение национального самочувствия в каждом народе, особенно же в народах более крупных и сильных, благоприятствовало развитию народного эгоизма или национализма, который уже ничего общего со справедливостью не имеет...
...Всякая народность имеет право жить и свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей» (В. С. Соловьев. Национальный во в России).
Задание 4. Прочитайте выдержку из книги А. А. Бычкова, А. Ю. Низовского, П. Ю. Черносвитова «Загадки Древней Руси».
Какие проблемы существуют в определении понятия «этнос»? Как вы думаете, чем отличаются история сложения этноса и история его появления на исторической арене? Что должно объединять людей, входящих в один этнос?
«Еще раз подчеркнем: история сложения этноса — это одно, история его появления на исторической арене — возможно, совсем другое Похоже, что к славянам это относится в большей степени, чем ко многим другим народам Европы, и в этом состоит главная сложность их изучения.
Но прежде чем начать разговор о славянах как таковых, мы вынуждены сделать еще одно отступление на тему: что такое этнос! С сожалением приходится констатировать, что точного определения этого термина в научной среде до сих пор нет, хотя применяют его очень давно и широко. Всем понятно, что при этом подразумевается некое сообщество людей, объединенных какой- то совокупностью общих признаков, позволяющих отличить его от другого человеческого сообщества. Но что должно входить в эту совокупность? В результате каких исторических процессов эта совокупность могла сложиться? Сколько времени необходимо, чтобы она сложилась? Вот тут мнения ученых расходятся, и мы рискуем завязнуть в этом во надолго, если начнем перечислять все точки зрения. Так что лучше остановимся на том, с чем согласны почти все специалисты. Так вот, этнос — это сообщество людей, как минимум, владеющих общим языком и обладающих этническим самосознанием, то есть каждый член такого со¬общества может сказать о себе: я — русский, или я — китаец, или я — француз и т.д.
Однако это действительно минимум. Большинство специалистов считает, что у людей, входящих в единый этнос, должна быть еще и общая «картина мира». То есть в этническое сознание долж¬но входить понимание общности своего происхождения — хотя бы чисто мифологическое, например от одного легендарного предка или даже тотема; общности ранних этапов своей истории — пусть, опять-таки, фантастической; общности космогонических мифов. Отсюда — общность некоторых, наиболее важных черт материальной культуры, таких как общность погребального обряда, общность орнаментальных мотивов на различных изделиях, общность н конструкциях жилищ».