Выручайте Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в "живые лица" и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, кᴏᴛᴏᴩые невозможно выразить и понять никакими другими По϶ᴛᴏму чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ... Другой отличительный момент художественного познания — требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В ϶ᴛᴏм корни противоположности художественного метода научному. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства — всегда результат отбора. Художественный вымысел, однако, допустим исключительно в отношении единичной формы выражения общего, но не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола, субъективизма. Попытка выразить общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным приводит к схематизации и социологизации действительности, а не к созданию художественного произведения. Если же художник в ϲʙоем творчестве ϲʙодит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, то результатом будет не художественное произведение, а ϲʙоего рода «фотография»; в этом случае мы говорим об имитаторстве и натурализме. В науке главное — устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают ϲʙой метод в природе ϲʙоего специфического содержания. Научное знание держится на общем, на анализе, сличении и сопоставлении. Стоит заметить, что оно «работает» с множественными, серийными объектами и не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом слабость научного подхода. Поэтому при всех успехах научного знания в открывающихся в нем глубинах никогда не может быть снят вопрос о его конечной адекватности той единственной Вселенной, которая вечно пребывает перед нами. А. Спиркин
1. Назовите три любые специфические черты художественного познания, о которых говорится в тексте.2.Чем научное познание отличается от художественного? Приведите любые три отличия, опираясь на текст.3. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите любые три особенности научного познания, не упомянутые в тексте. Приведите пример, конкретизирующий любую их них.4. В чем автор видит слабость науки? Приведите три аргумента, опровергающих его точку зрения.
- Целостное отображение мира и человека в мире: в художественном произведении мысль выражается через "живые лица" и зримые события, а не через аналитические понятия.
- Оригинальность: художественное произведение уникально как субъект, так и объект. Художник допускает художественный вымысел, что делает его произведение неповторимым и уникальным.
- Условность: художественное произведение отбирает элементы реальности и представляет их в своей собственной форме. Мир искусства не повторяет действительный мир, а является результатом выбора и отображения.
2. Отличия между научным и художественным познанием:
- Научное познание основано на общем, а художественное - на особенностях и конкретных явлениях. В науке уделяется внимание понятиям и анализу, тогда как в искусстве центральное место занимает образ и восприятие.
- Научное познание работает с множественными и серийными объектами и стремится к общности, в то время как художественное познание уделяет внимание уникальным и неповторимым проявлениям.
- Наука стремится к объективности и устранению субъективности, в то время как искусство допускает художественный вымысел и субъективные элементы.
3. Три особенности научного познания, не упомянутые в тексте:
- Систематизация: научное познание стремится к структурированию знаний в определенные системы, которые позволяют лучше понять и объяснить явления. Например, в социологии, для изучения общества используется системный анализ.
- Эксперимент: научное познание часто основывается на проведении экспериментов для проверки гипотез и получения новых данных. Например, в физике, эксперименты используются для изучения законов природы.
- Использование методов измерения и статистики: научное познание обычно опирается на количественные данные и статистическую обработку информации для анализа и выявления закономерностей. Например, в экономике, статистика используется для изучения рыночных трендов и прогнозирования экономического развития.
4. Автор видит слабость науки в ее неспособности подойти к подлинно уникальным объектам и работе с единичными проявлениями. Три аргумента, опровергающих эту точку зрения:
- Наука способна анализировать и объяснять сложные явления через связи между ними. Например, в физике была разработана теория общей относительности, которая объясняет гравитацию и связь между пространством и временем.
- Наука может изучать уникальные объекты через детальный анализ и эксперименты. Например, в астрономии изучаются различные звезды и галактики, каждая из которых является уникальным и неповторимым объектом.
- Наука прогрессирует и развивается, и новые методы и технологии помогают расширять границы познания. Например, с развитием современных микроскопов и молекулярных методов исследования, наука может изучать мельчайшие детали живых организмов и понять их функционирование. В этом случае, наука обладает большим потенциалом для познания мира, включая уникальные и сложные объекты.