Только у человека может возникнуть проблема противоречивости его бытия. Это связано с тем, что противоречивость — не качество или свойство, а бытия. Изначальная противоречивость человеческого бытия обусловлена непредопределеённостью человека. Ни у кого из животных не возникает проблема быть или стать представителем своего вида. У человека же нет изначально заложенной программы, которая бы определяла для него качество «быть человеком». И здесь существенно даже не то, что человек — социальное существо, а не биологическое, а то, человек должен становиться собой. То, что фиксирует его человеческую сущность, находится вне его — в человеческом предметном мире. Действия, необходимые для выживания, не заложены генетически, а человек должен сам их осваивать. Сущность его не дана ему изнутри, а концентрируется извне его. Человек постоянно открыт, поэтому необходимость становиться собой и быть человеком — это не состояние, а проблема, — считал Э. Фромм [4].
Таким образом, бытие человека представляет собой постоянное овладение своей сущностью. Человеческое существование всегда устремлено на то, чтобы расширять свою сущность в овладении внешними предметами и освоении фрагментов природной реальности. Будучи непредопределённой заранее, человеческая сущность потому является потенциально безграничной. Человек может обретать себя, лишь выходя за рамки своего индивидуального бытия. В этом кроется проблема противоречивости индивидуального и социального существования, потому что, несмотря на сущностный для личности вектор саморасширения, она никогда не достигнет предела саморасширения, не разрастётся до всего социума в его пространственной и хронологической целостности.
Таким образом, бытие человека представляет собой постоянное овладение своей сущностью. Человеческое существование всегда устремлено на то, чтобы расширять свою сущность в овладении внешними предметами и освоении фрагментов природной реальности. Будучи непредопределённой заранее, человеческая сущность потому является потенциально безграничной. Человек может обретать себя, лишь выходя за рамки своего индивидуального бытия. В этом кроется проблема противоречивости индивидуального и социального существования, потому что, несмотря на сущностный для личности вектор саморасширения, она никогда не достигнет предела саморасширения, не разрастётся до всего социума в его пространственной и хронологической целостности.