В ходе выполнения проектной работы по обществознанио старшеклассники провели опрос обучающихся 7–8 классов о том, кто или что в наибольшей степени влияет на их привычки
и жизненные установки. (При ответе можно было выбрать несколько вариантов.)
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
90
друзья
80
70
семья
60
Школьный класс
50
40
Интернет, общение
в социальных сетях
30
телевидение
20
10
другое
0
1. Как ответила наибольшая доля о ? Предположите почему.
Это может быть объяснено следующим образом:
1. Первое объяснение заключается в том, что в подростковом возрасте друзья имеют большое влияние и значимость в жизни каждого школьника. Для подростка друзья - это близкие ему люди, с которыми он проводит большую часть времени и которые часто служат ему примером для подражания или источником вдохновения. Мнения и поведение друзей могут оказывать большое влияние на формирование привычек и установок подростка. Например, если у группы друзей преобладает интерес к спортивным занятиям, то и подросток может начать проявлять интерес к спорту и развивать такую привычку.
2. Второе объяснение связано с фактором вынужденной идентификации подростка с определенной группой и формированием своей личности. В школе подростки проходят период поиска своего места в социальной иерархии, и друзья становятся важными помощниками в этом процессе. Нередко подросток подчиняется мнению и влиянию друзей, применяет их манеру одеваться, слушать определенную музыку, интересоваться определенными вещами и т.д. Влияние друзей на формирование привычек и жизненных установок может быть связано с желанием подростка соответствовать группе, в которую он хочет войти или быть принятым.
3. Третье объяснение – в плохой информированности опрошенных. Школьники могут быть ограничены в своих информационных источниках и сталкиваться только с мнением и влиянием своих друзей. В таком случае, ответы они давали исходя из того, что видят и слышат в своей ближайшей обстановке. В реальности, конечно, влияние других факторов весьма вероятно.
В целом, ответ наибольшей доли опрошенных школьников, что их друзья влияют на их привычки и жизненные установки, объясняется сочетанием влияния друзей на формирование подростковой личности, а также ограничением опрошенных в своих информационных источниках.