материалистическая (марксистская) концепция права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей.
в основе лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли господствующего класса. содержание этой теории носит классово-волевой характер. данное учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности.
психологическая концепция права – право возникло в результате биологических и психологических факторов человека.
представители: петражицкий, тард, фрезер.
основные идеи теории: психика людей – фактор, определяющий развитие общества, его мораль, право, государство; понятие и сущность права выводятся через психологические закономерности: правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер;
все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права.
нормативская (нормативная) концепция права связана с именем кельзена – это учение, отождествляющее право с установлениями одобренными государственной властью.
в основе данного типа правопонимания – представление о нормативности как основополагающем признаке права.
этот подход имеет два направления: классическое (нормативистское) – сформировалось в рамках зарубежного правоведения, своим возникновением юридические нормы обязаны формально-юридическим установлениям государства;
неоклассическое (узконормативное) – направление получило широкое распространение в отечественной юридической науке. с позиции данного подхода право есть совокупность норм, исходящих от государства, и им охраняемых.
основной тезис естественно-правовой концепции заключается в том, наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также «естественное право».
естественное право понимается как совокупность прав, которыми люди от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь,
право на свободу, право на равенство, право на частную собственность.
государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
концепция права понимала право, как продукт народного духа, сознания народа, который проявляется во взаимоотношениях его представителей.
представители: савиньи, пухта.
право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам.
образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в процессе.
наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи.
социологическая концепция права основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.
представители: эрлих, паунд, ллевелин.
сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии».
право, по их мнению - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях: в сфере предпринимательской деятельности,
во взаимоотношениях работников и предпринимателей,
материалистическая (марксистская) концепция права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей.
в основе лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли господствующего класса. содержание этой теории носит классово-волевой характер. данное учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности.
психологическая концепция права – право возникло в результате биологических и психологических факторов человека.
представители: петражицкий, тард, фрезер.
основные идеи теории: психика людей – фактор, определяющий развитие общества, его мораль, право, государство; понятие и сущность права выводятся через психологические закономерности: правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер;
все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права.
нормативская (нормативная) концепция права связана с именем кельзена – это учение, отождествляющее право с установлениями одобренными государственной властью.
в основе данного типа правопонимания – представление о нормативности как основополагающем признаке права.
этот подход имеет два направления: классическое (нормативистское) – сформировалось в рамках зарубежного правоведения, своим возникновением юридические нормы обязаны формально-юридическим установлениям государства;
неоклассическое (узконормативное) – направление получило широкое распространение в отечественной юридической науке. с позиции данного подхода право есть совокупность норм, исходящих от государства, и им охраняемых.
основной тезис естественно-правовой концепции заключается в том, наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также «естественное право».
представители: гроций, гоббс, локк, монтескье, руссо.
естественное право понимается как совокупность прав, которыми люди от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь,
право на свободу, право на равенство, право на частную собственность.
государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
концепция права понимала право, как продукт народного духа, сознания народа, который проявляется во взаимоотношениях его представителей.
представители: савиньи, пухта.
право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам.
образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в процессе.
наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи.
социологическая концепция права основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.
представители: эрлих, паунд, ллевелин.
сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии».
право, по их мнению - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях: в сфере предпринимательской деятельности,
во взаимоотношениях работников и предпринимателей,
во взаимоотношениях иных лиц и социальных групп.