31 Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его существования.
Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.
Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могут возникнуть в природе, или, иными словами человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.
Человеческая сущность выражена в «сущностных свойствах» или «сущностных силах человека» (Маркс).
Важнейшими сущностными силами человека является труд, мысль, общение, т.е. социальная связь с себе подобными.
Вторым «ярусом» человеческих сущностных сил выступают и потребности.
Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств является коллективность и индивидуальность.
Двумя важными сторонами человеческой сущности являются: родовое и индивидуальное. Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов образует человеческое общество.
Производящий существования человека как высшей формы материи определяет возникновение сознания.
Человек поэтому – производящее и сознающее существо.
Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между потребностями и трудом и мыслью, трудом и формами общения, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др.
Развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.
Смысл существования – одна из важнейших сторон основного вопроса философии.
Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею.
Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.
Однако вместе с тем человеческая сущность исторична, получает историческии модификации, проходит сложный процесс исторического развития.
Смысл жизни меняется поэтому на основе изменения реальной сущности человека, ее модификации.
Диалектический материализм раскрывает первый уровень смысла человеческого существования.
Его содержание можно свести к нескольким моментам.
Прежде всего, смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее и т.п.
Смысл заложен в самом человеческом существовании.
Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл.
Смысл человеческого существования, далее, заложен в человеческом творчестве – труде и мысли, в познании и материальном преобразовании мира и самого себя.
Смысл существования состоит в углублении человека в свою собственную родовую всеобщую, человеческую сущность.
Будучи движением к всеобщей человеческой сущности смысл человеческого существования имеет глубоко индивидуализированный характер, неразрывно слит с индивидуальностью, представляет собой движение в свою индивидуальность.
31 Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его существования.
Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность.
Преобразуя природу, человек производит необходимые для своего существования условия, которые не могут возникнуть в природе, или, иными словами человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать.
Человеческая сущность выражена в «сущностных свойствах» или «сущностных силах человека» (Маркс).
Важнейшими сущностными силами человека является труд, мысль, общение, т.е. социальная связь с себе подобными.
Вторым «ярусом» человеческих сущностных сил выступают и потребности.
Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств является коллективность и индивидуальность.
Двумя важными сторонами человеческой сущности являются: родовое и индивидуальное. Единство родового и индивидуального в человеческой сущности выступает основой социальных связей между людьми. Совокупность человеческих индивидов образует человеческое общество.
Производящий существования человека как высшей формы материи определяет возникновение сознания.
Человек поэтому – производящее и сознающее существо.
Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между потребностями и трудом и мыслью, трудом и формами общения, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др.
Развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.
Смысл существования – одна из важнейших сторон основного вопроса философии.
Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею.
Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.
Однако вместе с тем человеческая сущность исторична, получает историческии модификации, проходит сложный процесс исторического развития.
Смысл жизни меняется поэтому на основе изменения реальной сущности человека, ее модификации.
Диалектический материализм раскрывает первый уровень смысла человеческого существования.
Его содержание можно свести к нескольким моментам.
Прежде всего, смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее и т.п.
Смысл заложен в самом человеческом существовании.
Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл.
Смысл человеческого существования, далее, заложен в человеческом творчестве – труде и мысли, в познании и материальном преобразовании мира и самого себя.
Смысл существования состоит в углублении человека в свою собственную родовую всеобщую, человеческую сущность.
Будучи движением к всеобщей человеческой сущности смысл человеческого существования имеет глубоко индивидуализированный характер, неразрывно слит с индивидуальностью, представляет собой движение в свою индивидуальность.