Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. след, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «культура» — термин исключительно многозначный. разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества.. мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением альберта швейцера: «культура — это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения духовному совершенствованию личности и общему » человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. последнее — дело средств массовой коммуникации… сведениями, которые в поле зрения современного человека и которые он берет себе на вооружение, он чаще овладевает, пассивно погружаясь в поток сообщений, чем в процессе рационального образования, которое, бесспорно, более методично и лучше организовано, но осуществляется лишь в течение ограниченного периода жизни. термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы лиц некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно называть памятью мира или общества – памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках. 1. сравните авторское понимание культуры с определением, данным швейцером. укажите одну общую черту и одно различие в этих двух трактовках культуры. 2. в тексте отмечается значение социального окружения и усвоении культуры. как называется процесс приобщения человека к культурным нормам и ценностям? опираясь на текст, используя обществоведческие знания, назовите любые два социальных института, которые этому процессу, и конкретизируйте влияние любого из них.
1) Основным различием между мыслью автора данного текста и определением Альберта Швейцера является конкретность понимания смысла культуры. Автор говорит о культуре как о более расплывчатом понятии, тогда как у Швейцера это понятие выражено довольно четко и конкретно. Согласно утверждению автора, культура подвергается влиянию большого количества факторов, которые менять её состав и направление. Швейцер же, наоборот, говорит о конкретном формировании культуры за счет деятельности людей в духовной сфере, которая позволяет ей развиваться и совершенствоваться. Схожими чертами обоих мнений является отношение к силе воздействия культуры на жизнь каждого человека и всего общества в целом. Оба они считают, что она наполнению духовного мира в людях. Различия в том, что Швейцер рассматривает культуру как более узконаправленное понятие, в то время как автор текста называет её многозначной.
2) Процесс приобщения человека к культурным нормам и ценностям называется образованием. Примерами социальных институтов образования являются школа и библиотека. В школе ученики познают мировую культуру, а в библиотеках люди могут получить новые знания о культурных ценностях из хранящихся в ней книг.